Артуриана

Артуриана

Боевые Традиции Кельтов

Боевые Традиции Кельтов

Племена древних кельтов и галлов

Племена древних кельтов и галлов

Вооружение древних кельтов

Вооружение древних кельтов

Image

Разделы

Кольчуги и доспехи

Здесь необходимо сделать несколько комментариев к замечанию Диодора о том, что некоторые галлы шли в битву обнаженными. В раннюю эпоху, несомненно, так и было, но большая часть описания Диодора относится ко временам более поздним. В битве при Теламоне в 225 г. до н.э. гезаты, которые перешли через Альпы с территории Швейцарии для того, чтобы сразиться на стороне кельтов, были примечательны для Полибия потому, что все еще придерживались этого обычая в отличие от остальных галлов. Последние были в штанах и легких плащах. Во времена Цезаря кельты сражались полностью одетыми. Даже в северной Италии, где находят значительное количество шлемов, большая часть кельтов доспехов, должно быть, не имела. Вероятно, защитным доспехом кельты пользовались мало. От раннего периода (420-250 гг. до н.э.) до нас дошло лишь несколько бронзовых дисков, которые могли быть нагрудными пластинами, но являлись скорее всего декоративными украшениями конской сбруи.

Статуя из Грезана на юге Франции, которую датируют IV-III вв. до н.э., изображает воина в чем-то, что может быть квадратными нагрудной и наспинной пластинами, закрепленными ремешками. Возможно также, что это полный панцирь с декоративными элементами в виде этих пластин. Статую нельзя назвать типично кельтской; вполне вероятно, что она вообще не имеет к ним отношения. Застежка пояса статуи - общего для южной Франции и Корсики докельтского типа.
Докельтская статуя воина из Грезана
Скульптурное изображение кольчуги из Пергама, Турция.
Примерно около 300 г. до н.э. была изобретена кольчуга. Несмотря на то что у кельтов не было пристрастия к доспеху, все говорит о том, что именно они изобрели его самую удачную форму. Называет кольчуги кельтскими и Страбон. Самые ранние экземпляры кольчуг найдены в кельтских захоронениях, и именно кельты были лучшими кузнецами в античном мире. Доспех, изображенный на нескольких статуях воинов из южной Франции, считали ранее кожаным, однако скорее всего это кольчуга.

Поскольку кольчуга была чрезвычайно дорогой вещью, пользовались ею практически исключительно представители аристократии.
На различных статуях облаченных в кольчуги воинов, которые находят в южной Франции и северной Италии, изображены два типа этого доспеха: у одного из них имеются широкие наплечники в виде накидки:

Скульптурное изображение кольчуги с наплечной накидкой из Энтремонта.

Второй тип выполнен по форме греческого льняного панциря без такой "пелерины":

Статуэтка кельтского воина        Статуя кельтского воина

 Увеличить                   Увеличить

Вероятно, исконно кельтским был все же первый тип. В захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, вместе с "птичьим" шлемом были обнаружены и фрагменты кольчуги.

Часть кельтской кольчуги с застежкой, удерживавшей накидку. Из Киумешти в Румынии.

Часть кельтской кольчуги с застежкой, удерживавшей накидку из Киумешти в Румынии. А, В, С - три типа колечек, использовавшихся в киумештской кольчуге. D - поперечный разрез застежки. Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных (А) и соединенных встык (В) колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - заклепанные. Такое плетение значительно более надежное. Диаметр колец составляет примерно 8 мм. Возможно, кольчуга с соединенными встык кольцами предназначалась исключительно для церемониальных случаев, что хорошо увязывается с присутствием необычного шлема. К первой кольчуге присоединялась бронзовая пряжка для наплечной части, украшенная розетками. На части D рисунка показано, что один конец пряжки прикреплен к одной половине накидки заклепкой, центральная розетка - чисто декоративная, а противоположенный конец, должно быть, крепился крючком к другой части позади такой же розетки. Такая застежка могла быть у кольчуги с накидкой. Наплечники кольчуги в форме греческого льняного панциря пристегивались к груди; при длинных наплечниках такая застежка стесняла бы движения рук. Поэтому для того, чтобы обеспечить свободу движения рук, важно было не пристегивать пряжку к вороту кольчуги. Пряжки, изображенные на скульптурах с юга Франции, такую возможность дают.

Пряжки со скульптурных изображений кельтских воинов.