ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Культура >> Кельтская церковь >> Об "Исповеди" и "Письме к Коротику"
28.10.2021 г.

Об "Исповеди" и "Письме к Коротику"

Sancti Patricii ad Coroticum Epistola

Святой Патрик - первый по времени церковный деятель Британских островов, оставивший нам авторские тексты, - для пятого века это случай уникальный. Два произведения - "Исповедь" ('Confessio') и "Послание к Коротику" (Epistola) всеми исследователями однозначно (за редчайшими исключениями) признаются подлинными. Парадоксально, но именно с них фактически начинается письменная история ирландской литературы, до христианизации острова существовавшей исключительно в устной форме (огромный корпус ирландской мифологии начал фиксироваться в монастырских скрипториях после VII века). Таким образом, ирландская письменность берет свое начало с латинских христианских текстов.

'Confessio' и 'Epistola'. 'Confessio' - это написанный в конце жизни ("это исповедание мое, прежде чем я умру" (Сonf., 25) отчет и одновременно вдохновенная апология своей деятельности; возможно, написан он в ответ на оппозицию святому Патрику в британской церкви. 'Epistola' - ("Письмо к Коротику" или "Письмо к воинам Коротика"), написанное ранее (хотя для некоторых исследователей этот порядок не очевиден) обращение к бриттскому вождю и его воинам с гневным обличением, вызванным захватом в плен во время пиратского набега новообращенных христиан.

Оба документа написаны на латыни, неуклюжей и весьма далекой от литературных требований времени (вспомним хотя бы о старшем современнике святого Патрика - блаженном Августине, к которому отсылает нас само название апологии, хотя и не идентичное знаменитому труду гиппонского епископа, который называется 'Confessiones' - "Исповеди"). Исследованию языка Патрика посвятила специальное исследование Dr. Ch. Mohrmann (Mohrmann Ch. The Latin of St. Patrick. D., 1961), которая признается, что "это самая трудная для понимания и критики латынь, с которой я когда-либо имела дело" (Mohrmann Ch. The Latin... P. 22). Действительно, слабая образованность автора с очевидностью иллюстрируется смешением примитивных оборотов, бритицизмов и просто ошибок с высоким библейским стилем... Цитаты из Писания святой Патрик по большей части приводит по доиеронимовскому тексту.

Историческая ценность 'Confessio' невелика: автобиографические детали немногочисленны и неопределенны, исторический же контекст настолько лишен деталей, что почти не дает возможности "привязки" к определенным датам. Это - прежде всего духовная автобиография, отчет, подведение итогов, своеобразная апология своей деятельности перед лицом обвинителей, вместе с тем - вдохновенный (хотя, надо признать, несколько путаный и экстатичный) гимн, прославляющий Божественную милость и Божественное руководство, присутствие которых святой Патрик всегда ощущал. "Делу моему я научился от Христа" - это утверждение становится лейтмотивом всего произведения, приобретающего характер описания почти непрерывного "разговора с Богом". Еще менее исторической информации содержится в 'Epistola', и даже попытки отождествления адресата (Коротика) не вполне помогают в установлении хронологии. Особую важность имеет рукописная история этих трудов. Полный текст 'Confessio' и единственные копии 'Epistola' сохранились лишь в континентальных манускриптах. Почти наверняка оба текста находились в монастырском скриптории Армы, где в начале IX века был составлен знаменитый кодекс "Книга Армы" (Liber Ardmachanus, на нее могут ссылаться также как на Codex Dublinensis). Он содержит обширную коллекцию документов, частью на латинском, частью на ирландском языке, имеющих зачастую первостепенное значение для истории Ирландии. Помимо 'Confessio', двух житий святого Патрика, принадлежащих Муирху и Тирехану, важного текста "Жития святого Мартина" Сульпиция Севера, особый интерес представляет полный текст латинского Нового Завета в доиеронимовском переводе (в составе: 4 Евангелия, Послания Павла, Соборные послания, Откровение, Деяния). Писцом "Книги Армы" был монах Фердомнах (ум. 845 или 846), который написал, по крайней мере, первую часть книги в 807 или 808 году.

Манускрипт, к которому в средние века относились с огромным пиететом - книга использовалась при принесении клятв