ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Бронзовый век >> Бронзовый век Средней Европы. Унетицкая культура
24.05.2018 г.

Бронзовый век Средней Европы. Унетицкая культура

Галерея изделий бронзового века Средней Европы

Галерея изделий бронзового века Средней Европы

Европы различаются прежде всего по обряду погребения. Наиболее ранними были культуры со скорченными костяками (по Райнеке - бронзовый век А), из них важнейшая - унетицкая культура. В периодах В и С бронзового века от Рейна до Карпатской котловины была распространена культура курганных погребений. Впрочем, обычай хоронить под курганными насыпями был известен еще на стадии А, однако лишь в среднем бронзовом веке эта культурная традиция развилась в самостоятельное явление. На стадии D бронзового века и стадиях А и В гальштатского периода распространяются культуры полей погребений, важнейшая из которых - лужицкая культура.

К самым ранним культурам бронзового века Европы относится унетицкая культура (Unetice, Aunjetitzer Kultur), названная так по местонахождению Унетицы неподалеку от Праги1. В период расцвета унетицкая культура была распространена от Юго-Западной Словакии и Нижней Австрии по Чехии до Лужицы, Силезии и Великопольши2. В пределах большой области распространения унетицкой культуры различают шесть ее локальных групп:

1. Северо-Западная Словакия, Нижняя Австрия, Моравия;

2. Восточная, Средняя и Северо-Западная Чехия;

3. Саксония;

4. Центральная часть ФРГ;

5. Верхняя и Нижняя Лужица;

6. Великая Польша3.

М. Гимбутас включает названные выше пятую и шестую области распространения унетицкой культуры в так называемую балтийскую культуру бронзового века.

Происхождение унетицкой культуры до сих пор не выяснено. Между позднейшими энеолитическими культурами и унетицкой культурой существует типологический и хронологический разрыв. Наибольшее признание в результате последних исследований получило предположение, согласно которому в ее возникновении главную роль сыграли культура колоколовидных кубков и надиревская культура, распространенная в Венгрии (см. ниже). У культуры колоколовидных кубков и унетицкой имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда. Небольшую роль могла сыграть культура шнуровой керамики, хотя в целом они очень различаются.

Иной и, по-моему, более правильной, по крайней мере по самой постановке вопроса, точки зрения придерживается Ян Филип. Он считает, что прогрессивное развитие некоторых областей при переходе от энеолита к бронзовому веку (около 1800 г. до н.э.) привело к симбиозу множества энеолитических культур и возникновению на их основе крупных, значительно более единых культурных областей, одной из которых была унетицкая культура4. Образование унетицкой культуры первоначально происходило в Юго-Западной Словакии и пограничных районах Моравии и Нижней Австрии.

Унетицкая культура делится на два периода - ранний, носящий еще энеолитический характер, и поздний - собственно бронзовый век. Ранний период датируется 1800-1550 гг. до н.э.5.

Поселения раннего периода до сих пор неизвестны. Погребальный обряд довольно однообразен: это трупоположения, скорченные на правом боку. Трупосожжения очень редки. Могильные ямы изредка бывают обложены и покрыты камнями. Возможно, были деревянные гробы. Кладбища небольшие - от 5 до 20 и как исключение более 50 погребений. Курганы очень редки. В центральной части Германии встречаются вводные погребения в энеолитических курганах.

Погребальный инвентарь состоит преимущественно из керамики, в небольшом количестве встречаются каменные орудия труда и оружие, металлические изделия очень редки. Керамика представлена сосудами с гладкой, но не полированной поверхностью, редко с резным (зигзаговым или бахромчатым) или пластическим (перпендикулярные налепы на корпусе сосуда) орнаментом. Шнуровой или штемпельный орнамент еще более редок. Ведущие формы: кувшины, двуручные амфоры, конические миски, миски на ножках или с двумя ушками для подвешивания. Топоры, наконечники стрел, ножи и кинжалы сделаны из кремня. Металлические только украшения: височные кольца из медной проволоки, шейные гривны. Встречаются фаянсовые бусы, более распространенные в позднем периоде унетицкой культуры.

Поздний период, начало которого относят к 1550-1500 гг. до н.э., длится меньше раннего. Время его окончания точно не определено, по относительной хронологии Райнеке - бронзовый век А II. Это период, когда значительный рост населения (судя по количеству погребений в могильниках) привел к распространению носителей унетицкой культуры на новые, ранее не населенные земли, в частности в Южную Чехию.

Поселения того времени известны, хотя еще мало изучены. Они расположены главным образом на плодородных землях, что, в частности, свидетельствует о земледельческом характере унетицкой культуры, находятся на возвышенных местах и иногда укреплены деревянными оградами и валами. Жилища представлены домами столбовой конструкции (6x4 и 9x6 м) и полуземлянками.

Керамика, найденная на поселениях, хорошо обожжена. Ее полированная поверхность не орнаментирована. Ведущие формы: «классические» унетицкие чаши6, амфоры, кувшины, миски. Керамика, найденная в погребениях, несколько отличается от керамики поселений: это маленькие сосуды с безупречно обработанной поверхностью, изредка (в Моравии) орнаментированные. Кроме унетицких чаш встречаются полушаровидные и цилиндрические сосуды с выступающими или горизонтальными ручками.

На поселениях найдены следы различных производств - грузила от ткацких станков, пряслица, рубящие орудия из камня, каменные топоры и др. Основным занятием населения было плужное земледелие. Земледельческие орудия сделаны из дерева и камня. Бронза, уже сильно распространившаяся в то время, в сферу этой важнейшей отрасли хозяйства не проникла. Из нее изготовляли оружие, украшения и некоторые орудия труда. Сеяли пшеницу-двузернянку, мягкую пшеницу, просо, бобовые культуры. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. В костных остатках представлены также лошадь и собака. Сохраняли некоторое значение охота (главным образом на дикого кабана и оленя) и рыболовство. Вероятно, часть населения занималась металлургией и металлообработкой7, но о степени их развития судить трудно: как уже сказано, в бронзовом веке металл в виде слитков или готовых изделий импортировался из очень отдаленных мест. Сырье для изготовления бронзы встречалось на территории распространения унетицкой культуры в количествах вполне достаточных, чтобы удовлетворить потребности того времени. Спектральный анализ показал, что использовались медные руды из альпийских и средненемецких рудников, а также из словацких Рудных гор8.

Единственным орудием труда из бронзы были топоры, которые находят в кладах и в могильном инвентаре. Унетицкие топоры плоские, с расширенным полукруглым лезвием и с закраинами для прикрепления рукояти. Редко встречаются бронзовые боевые топоры. Бронзовые треугольные ножи-кинжалы с круглым обушком иногда украшены гравировкой, а рукояти, кроме того, инкрустированы костью и янтарем. Рукоять была костяной или деревянной, иногда металлической. Наконечники копий еще каменные, бронзовые появляются только к концу унетицкой эпохи. Украшения сделаны из бронзы, встречаются также золотые. Это саблевидные булавки с шарообразной, дисковидной или трехлопастной головкой, булавки с проделанным в головке отверстием, браслеты из проволоки или в виде широких манжет, кольца, подвески, изредка шейные гривны (вернее, бронзовые слитки в виде обруча определенного размера и веса).

Преимущественной формой погребального обряда в позднем периоде унетицкой культуры было трупоположение в скорченной позе на правом боку. Могильные ямы облицованы камнем, изредка сделаны насыпи из камней, встречаются каменные ящики из плит. Известны погребения в деревянных гробах. В могильниках и на поселениях встречаются детские погребения в керамических сосудах, а иногда детские трупосожжения рядом с трупоположениями взрослых людей. Почти нет могильников, количество погребений в которых превышало бы 50. Как можно предположить по приблизительным датировкам, каждый из могильников существовал около 100 лет. Это значит, что на кладбище погребены три-четыре поколения. Таким образом, унетицкая община, вероятно, состояла из 15-20 индивидуумов, т.е. была намного меньше, чем род или племя, известные нам по этнографическим данным. Вероятно, унетицкая деревня состояла из одной-двух больших патриархальных семей. Следует отметить, что на памятниках унетицкой культуры найдены трепанированные черепа и кружки, вырезанные из черепа при трепанации и носимые как амулеты. По-видимому, это было связано с примитивными попытками лечить душевные болезни. В таком случае первобытный человек, очевидно, сознавал, что духовные функции связаны с мозгом.

Найденные в кладах вещи свидетельствуют о связях с Семиградьем, откуда пришли золотые изделия, Ютландией (янтарь), Италией и долиной Роны. Унетицкие изделия доходили до Италии, Франции и Скандинавии. Элементы общественной дифференциации ярче всего проявились на памятниках средненемецкой ветви унетицкой культуры, так называемой лейбингенской (Leubingen) культуры9. Эта культура распространена в Тюрингии, на север к Гарцу и до Средней Эльбы. Она, по-видимому, сложилась в XVII в. до н.э. в среде местных неолитических племен под влиянием переселившихся сюда из Чехии унетицких племен. Есть основания полагать, что у населения, оставившего памятники лейбингенской культуры, наряду с земледелием важной отраслью хозяйства было скотоводство. Здесь неизвестны поселения со следами прочной оседлости, распространенные в других областях унетицкой культуры. Земледелие, вероятно, было плужным. Хотя плуги лейбингенской культуры пока не найдены, можно предположить, что они здесь были, так как появление плуга в Северной и Средней Европе датируется еще концом неолита (культура одиночных погребений).

Металл применялся для изготовления украшений и оружия (в том числе топоров различных типов, которые могли служить и для работы). Характерное орудие начала бронзового века - алебарда (Axt- или Stab-dolche)10. В могилах мало металлических вещей. Только в XVI в. до н.э. некоторые племена, жившие в среднем и нижнем течении Заале, широко применяют в погребальном ритуале металлические вещи.

Могильники лейбингенских племен, как правило, небольшие - из 20- 30 погребений (только в одном могильнике в Тюрингии найдено 85 погребений). Иногда встречаются погребения домашних животных. Характерную особенность лейбингенской культуры составляют большие курганы со сложной внутренней конструкцией и богатым инвентарем (золотые браслеты, височные кольца, булавки, множество бронзовых вещей), принадлежавшие представителям высшего слоя общества, по-видимому племенным вождям11. Это одиночные курганы, они находятся вне родовых кладбищ. Наиболее знамениты курганы в Лейбингене и Гельмсдорфе (Тюрингия). Это курганы высотой до 7 м, диаметром до 34 м. Под земляной насыпью была насыпь из камней, а под нею - деревянная погребальная камера с трупоположением на каменной платформе или в деревянном ящике12. В Лейбингене камера из наклонных дубовых брусьев окружена рвом диаметром 30 м. В могиле найдены бронзовые кинжалы с округлым основанием, золотые булавки и кольца унетицкого типа, алебарда, золотой браслет, просверленный каменный топор и другие вещи. Имеются признаки совместного погребения в больших курганах зависимых лиц: жен, слуг или рабов. Например, под курганом в Лейбингене погребены старик и молодая девушка, по-видимому насильственно умерщвленная.

Высказано предположение, что под руководством таких вождей, как погребенные в лейбингенских курганах, возникли некие политические единицы - федерации племен13. Лейбингенская культура исчезла бесследно, видимо уничтоженная какими-то завоевателями.

По соседству с унетицкой культурой, южнее, развилась штраубингская культура. Область ее распространения - Южная Бавария, долина Изара и верховья Дуная. Штраубингская культура, как и унетицкая (в ее поздней стадии), богата металлом, однако формы его на этой территории своеобразны. Отличается также способ обработки металла. В то время как мастера унетицкой культуры почти все бронзовые изделия изготовляли с помощью литья, племена штраубингской культуры применяли преимущественно ковку металла. Своеобразна и штраубингская керамика, отлично выделанная и прекрасно обожженная. При изготовлении глиняной массы в нее добавляли медные шлаки. Штраубингская керамика доходит до Эльзаса, Вогез и Боденского озера. О хозяйстве племен штраубингской культуры мы мало знаем, однако, судя по расположению поселений на возвышенных местах в плодородных долинах рек, главным занятием было земледелие. Эксплуатировались рудные богатства, и велся оживленный обмен. Могильники небольшие, расположены в непосредственной близости к поселениям. Покойники погребены в земляных ямах в скорченной позе14.

На Среднем Рейне современницей унетицкой и штраубингской была адлербергская15 культура, распространенная в северной зоне верхнерейнской низменности. Адлербергская культура обнаруживает связи, очевидно генетические, с культурой колоколовидных кубков. Керамика простая и с плохо обработанной поверхностью. Распространены каменные и костяные орудия, металлических изделий сравнительно мало. Наконечники стрел и ножи сделаны из кремня, другие орудия труда - из твердых пород камня. Из меди сделаны короткие треугольные кинжалы, из бронзы - кривые булавки с просверленной головкой, булавки с дисковидной или блоковидной головкой, шилья с костяной рукоятью и т.п.

О связях со Средиземноморьем свидетельствуют двойные топоры критского или кипрского типа, украшения из слоновой кости и средиземноморские раковины (Columbella rustica). Умерших хоронили в земляных ямах в скорченном положении, иногда в дубовых гробах16.

На север от унетицкой области бронзовая культура развилась позже, а в то время сохранялись пережиточные энеолитические культуры (в погребальных каменных ящиках найдены кремневые имитации бронзовых кинжалов).

К концу раннего бронзового века унетицкая культура в Западной Словакии трансформировалась в мадаровскую с развитыми центрами, расположенными на возвышенностях и укрепленными (Нитранский Градок. Мадаровцы). На поселениях есть керамические и косторезные мастерские. Погребения плохо изучены, поэтому почти неизвестна бронзовая индустрия. Соответствующая ступень развития культуры в Моравии представлена памятниками ветеровского типа. Некоторые находки свидетельствуют о связях с Эгейской областью и позволяют датировать мадаровскую и ветеровскую культуры второй половиной II тысячелетия до н.э.17.

Поселения этих культур часто укреплены деревянными оградами, а в Ивановичах у Тренчина (мадаровская культура) и на двух поселениях ветеровской культуры в Моравии прослеживаются остатки каменной кладки. Жилища наземные и полуземляночные. Мадаровские дома состоят из одного-двух помещений, штукатурка внутренних стен иногда расписана геометрическими узорами.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1) Эта культура называлась прежде также монитцкой и менинской по Менину в Моравии, но это название не удержалось. Назад к тексту

2) Е. а J. Neustupny. Nastin pravekych dejin Ceskoslovenska. Praha, 1960, стр. 148 сл.; J. Filip. La Tchechoslovaquie prehistorique. Praha, 1948; G. Billig. Die Aunjetitzer Kultur in Sachsen. Leipzig, 1958. Назад к тексту

3) V. Moucha. Aunjetitzer Kultur. - В кн.: J. Filip. Enzyklopadisches Handbuch zur Ur- und Fruhgeschichte Europas, 1. Prag, 1966, стр. 61-62. Назад к тексту

4) J. Filip (M. Buchvaldek, J. Slama). Evropsky pravek. Praha, 1962, стр. 55- 56. Назад к тексту

5) Некоторые исследователи выделяют еще «классический» период унетицкой культуры - 1650-1550 гг. до н. э. См.: М. Gimbutas. Bronze Age Cultures..., стр. 245. В связи с поправками, вносимыми в радиокарбонные даты с учетом вековых колебаний содержания С14 в атмосфере, начало унетицкой культуры теперь относят к 2100 г. до н.э. Назад к тексту

6) У «классической» унетицкой чаши вогнутая шейка занимает почти всю высоту сосуда. Отделенное острой гранью тулово сосуда почти совпадает с донышком. Ручка находится в нижней части сосуда, и ее основание прилеплено к острой грани. Назад к тексту

7) Неизвестно, была ли добыча руды сезонным занятием земледельцев или на этом специализировались отдельные общины. Назад к тексту

8) К. Н. Otto, W. Witter. Handbuch der altesten vorgeschichtlichen Metallurgie in Mitteleuropa. Leipzig, 1952. Назад к тексту

9) G. Naumann. Die Entwicklung der Aunjetitzer Keramik in Mitteldeutschland. - Prahistorische Zeitschrift, Bd. 20, 1929, стр. 70 cл.; H. E. Mandera. Versuch einer Gliederung der Aunjetitzer Kultur in Mitteldeutschland. - Jahresschrift fur mitteldeutsche Vorgeschichte, Bd. 37, 1953, стр. 177 cл. Назад к тексту

10) Алебарды - вид оружия, возникший впервые на западе Западной Европы. По мнению Чайлда, в область распространения унетицкой культуры они проникли из Ирландии или с Пиренейского полуострова. Назад к тексту

11) К. Н. Otto. Die sozialokonomische Verhaltnisse bei der Stamme der Leubinger Kultur in Mitteldeutschland. - Ethnographischarchaologische Forschungen, 3, 1, 1955. Назад к тексту

12) U. Fischer. Die Graber der Steinzeit im Saalegebiet. Berlin, 1956. Назад к тексту

13) К. Н. Otto. Die sozialokonomische Verhaltnisse... Назад к тексту

14) F. Holste. Die Bronzezeit in Sud- und Westdeutschland. - Handbuch der Urgeschichte Deutschlands, Bd. I. Berlin, 1953. Назад к тексту

15) Адлерберг - возвышенность южнее Вормса, богатая археологическими находками, в том числе раннего бронзового века. Назад к тексту

16) G. Behrens. Bronzezeit Suddeutschland. Mainz, 1916. Назад к тексту

17) J. Neustupny. Pravek Ceskoslovenska. Praha, 1960, стр. 203-214. Назад к тексту

 

 
« Бронзовый век Западного Средиземноморья   -- Культура курганных погребений »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100