ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Быт кельтов >> Общественно-политическое устройство ирландского общества
18.11.2017 г.

Общественно-политическое устройство ирландского общества

Основным составным элементом ирландского общества IX века продолжала оставаться большая патриархальная семья - фине (fine), во главе которой стоял самый старший из ее членов - старейшина, или кенфине (cennfine, досл. "глава семьи"). Функции старейшины сводились в основном к распределению земли между родственниками. Границы родства в пределах одной семьи распространялись на старейшину и его младших братьев, их детей и внуков, которые все вместе составляли дервине (derbfine), досл. "собственную семью". Семейная земля находилась в общем владении. Женщины из такой семьи, выходя замуж, либо покидали ее и попадали в семью мужа, либо (при желании мужа) могли оставаться с родственниками, при этом дети от такого брака также считались членами этой семьи и имели право на земельный надел и наследство.

Несколько семей, связанных родственными узами, составляли родовую общину, или септ (sept), во главе которого стоял правитель, или вождь (flaith), избиравшийся из наиболее уважаемых и состоятельных общинников. Чаще всего вождем становился старший сын кого-либо из старейшин, при этом предпочтение отдавалось тому, среди чьих родственников раньше уже были вожди - как правило, это приводило к тому, что власть вождя наследовали члены одной и той же фине. Вождь в рамках своего рода выполнял судебные функции, занимался урегулированием межсемейных споров, он же собирал ополчение по требованию короля племени.

Следующей ступенью было племя, или туат (tuath), объединявший несколько септов, проживавших на общей территории и возводившихся (часто искусственно) к общему легендарному предку. Во главе туата стоял король (ri или ri tuatha), при котором, согласно законам, должны были обязательно находиться главный судья-законовед (brithem) и королевский поэт (rigfili). Кроме того, уже в христианский период каждому племени полагался как минимум один священник, как правило эренах (airchinnech) - настоятель местной церкви, имевший собственную семью и земли. Королей туатов на всю Ирландию во все времена приходилось одновременно не более полутора сотен.

Король племени подчинялся королю более высокого ранга - ruir? ("над-королю"), который владел несколькими туатами. Еще выше стоял король "пятины" (c?iced), то есть одной из основных областей Ирландии - Лейнстера, Мунстера, Коннахта и Ульстера, а также короли центральных областей - Миде и Бреги. Такие короли часто именовались "королями над королями", r? ruirech.

Следует отметить, что некоторые могущественные роды по многочисленности населения и военной силе могли соперничать с целыми туатами, а отдельные наиболее крупные туаты - с пятинами. В таких случаях вертикальная субординация могла нарушаться и, скажем, король племени мог на равных заключать договоры и обмениваться заложниками с королем пятины.

Распространен был институт королевских представителей - танистов (tan?ise, досл. "второй", или tan?ise r?g, "второй после короля"). Титул таниста мог носить также наследник. Обычно "над-король" назначал танистов в каждый из подвластных ему туатов, а король туата - в каждый септ.
 
« Социальная иерархия древнеирландского общества   Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100