ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> Ранний железный век в Греции
24.05.2018 г.

Ранний железный век в Греции

Греческая керамика геометрического периода В конце II тысячелетия до н.э. начался новый период греческой истории1. Около 1200 г. до н.э. северные племена, передвигавшиеся в более южные районы (это движение происходило во многих европейских странах), вторглись в материковую Грецию и на острова, включая Крит. Главными из этих племен были дорийцы (доряне), разрушившие ахейские государства. Вновь оживились родовые отношения, возникли мелкие самостоятельные общины. Некоторый регресс имел место даже в тех греческих обществах, которые либо не испытали нашествия дорийцев, либо отразили его (Аттика и Крит). Со временем вторжения дорийских племен совпадает распространение в Греции железа. Эти события совпадают, но не являются одно следствием другого. Железо, очевидно, проникло в Грецию с юго-востока, а, как ни мало мы знаем о вторжении дорийцев, все же трудно предположить, чтобы северные народы знали железо раньше, чем жители материковой Греции.

Важнейшими археологическими источниками для XI—IX вв. до н.э. служат памятники, найденные при раскопках могильника на острове Саламин, в городе Коринфе и в афинском квартале Керамик. Здесь уже из железа сделаны не украшения или предметы роскоши, что было характерно для центров микенской культуры, а наконечники копий, кинжалы, ножи и даже мечи. Древнейший на территории Греции железный меч был найден в одном из погребений XI в. до н.э. в Помпейоне (Аттика). В это время и в следующем — X в. до н.э. по всей Элладе распространяется обычай хоронить умерших с железными мечами. Древнейшие в эллинском мире орудия труда из железа (топор, тесло, долото) найдены в гробнице во Врокастро (на Крите), датируемой 1200—950 гг. до н.э. В материковой Греции орудия труда из железа появились еще позже2.

Греческая керамика геометрического периода

 Греческая керамика геометрического периода

В Афинах на агоре в погребении, принадлежавшем ремесленнику (который в то же время был и воином) и датированном второй половиной X в. до н. э., найдены сделанные из железа длинный меч, два наконечника копий, два ножа, топор, тесло, удила, резец, кусок засова3. Несомненно, что кузнечное ремесло было в то время уже довольно развитым и мастер пользовался всеми важнейшими орудиями труда: молотом, наковальней, клещами, воздуходувными мехами. Однако распространение железа — не единственный признак сдвигов, происшедших в гомеровское время в экономике Греции. Археологические памятники этого времени намного беднее микенских и представляют менее яркий исторический источник. Здесь нет ни дворцов, ни роскошных гробниц, ни многочисленных предметов импорта. Чаще всего это некрополи с рядовыми могилами. Наиболее ранний некрополь открыт на Саламине. Греческая керамика геометрического периода

В афинском квартале Керамик, где систематические исследования ведутся с 30-х годов нашего века, раскопан могильник, насчитывающий около 250 погребений, датируемых XII—VIII вв. до н.э.4 Древнейший период, отразившийся в захоронениях Керамика (конец XII — начало XI в. до н.э. (около 1100—1050 гг. до н.э.), иногда называют субмикенским. Могилы этого периода строго параллельны и расположены на равном расстоянии друг от друга. Инвентарь захоронений скуден. Это главным образом керамика (сосуд для оливкового масла, кувшин, кубок) и украшения (фибулы, кольца, браслеты, заколки для волос). Оружия и орудий труда нет. Среди украшений преобладают бронзовые, железные редки. Железо еще было редким металлом. Железные лезвия кинжалов и ножей и наконечники копий появляются лишь в XI в. до н.э., в период, который называют «протогеометрическим» и который длится до конца X в. до н.э. В X в. до н.э. железо одерживает окончательную победу, уровень развития производительных сил становится значительно выше5.
Улучшаются самые разнообразные ремесленные изделия, в том числе и керамика. Сформованные на круге сосуды светло-коричневого цвета покрывали тонким слоем ангоба, благодаря чему после обжига они выглядели как отполированные6. Для этого периода характерен переход от трупоположений к кремации. Намечается некоторое имущественное расслоение7. Наряду с погребениями почти без инвентаря (один-два сосуда) открыты могилы со множеством сосудов, глиняных статуэток, железных и бронзовых фибул и т.д. В конце этого периода во многих местностях Эллады появляются сосуды аттического производства или сделанные под воздействием аттического протогеометрического стиля.

IX — начало VIII века до н.э. называют «геометрическим» периодом. Он получил свое название потому, что к этому времени относится расцвет нового орнаментального стиля — геометрического. Орнамент на глиняных сосудах состоит из изломанных линий, крестов, треугольников, квадратов, меандра, изредка кругов. Из комбинаций этих элементов создаются замысловатые фигуры, целые орнаментальные пояса. На некоторых вазах наряду с геометрическими украшениями помещены изображения людей и животных, тоже очень стилизованные, сведенные к условной, обобщенной геометрической схеме. Поверхность отдельных сосудов покрыта орнаментами и фигурными фризами, представляющими сцены из военного и гражданского быта, погребальные процессии и т.п.8 Иногда в археологической литературе геометрический стиль называют дипилонским по древнему кладбищу, расположенному в северо-западной части Афин у Дипилона («двойных ворот»). Здесь еще в 70-х годах XIX в. впервые были найдены большие расписные сосуды геометрического стиля. Они помещались над могилой в качестве надгробий или алтарей для возлияний и иногда достигали высоты 1,5 м. Кратеры и амфоры Дипилона относятся к поздним периодам геометрического стиля (зрелому и новому), когда фигуры людей и животных начинают играть все большую роль в орнаменте, постепенно вытесняя чисто геометрические мотивы.

Кувшин геометрического стиля VIII в. до н.э.Геометрическая керамика известна во многих пунктах греческого мира: в Коринфе, Аргосе, Беотии, на Кикладах, Родосе, Кипре и в Италии. В каждой греческой области геометрические вазы имеют свои отличия, но в целом они сливаются в единый стиль. Однако только в Аттике можно проследить все этапы развития этого стиля, и только там найдены лучшие его художественные образцы.

Это превосходство Афин в геометрической керамике затмевает другие проявления материальной культуры той эпохи. Архитектура почти неизвестна. Открыты лишь следы нескольких храмов и жилищ, построенных из дерева и сырцового кирпича9. Найдено довольно много бронзовых литых статуэток, относящихся к VIII в. н.э. и представляющих животных или какие-то стилизованные фигурки, сходные с нарисованными в этот период на геометрической керамике. У некоторых статуэток есть основание, служившее печатью, другие монтировались на вазы или бронзовые ритуальные треножники, иногда их давали в виде награды отличившимся воинам или спортсменам или, наконец, применяли как вотивные. Главное место находок статуэток — Олимпия. Бронзовые фибулы — непременный аксессуар некроенной и несшитой дорийской одежды — украшались геометрическим рисунком. Эти фибулы с пластинками из окрашенной слоновой кости были найдены в слоях IX—VIII вв. до н.э. в областях, далеких от дорийских — в ионийском Эфесе и даже дальше на восток, вплоть до Ассирии. Статуэтки из обожженной глины воспроизводят те же схематические модели, что и статуэтки из бронзы. Судя по данным Керамика, в Аттике произошло изменение погребального обряда. В X и IX вв. до н. э. кремация еще безраздельно господствует, но с VIII в. до н э. происходит переход к трупоположениям10.

Деталь большого геометрического кратера из Дипилонского могильника с изображением плакальщиц и колесниц.

 Деталь большого геометрического кратера из Дипилонского могильника с изображением плакальщиц и колесниц.

Во многих ремесленных изделиях, в частности в бронзовых браслетах, найденных в слоях VIII в. до н.э., наблюдается подражание древним украшениям микенского времени. Инвентарь погребений свидетельствует об имущественном расслоении: кроме могил с очень скудным инвентарем, встречаются могилы с большим количеством посуды, множеством бронзовых фибул, золотых колец и т. п. Судя по изображенным на дипилонских сосудах сценам похоронного ритуала, в которых участвуют множество людей и вереницы колесниц, по-видимому существовал уже слой аристократии, имевшей возможность и право устраивать столь пышные похороны своих сочленов. Однако археология не располагает еще достаточными данными, чтобы судить о социальном устройстве греческого общества гомеровского времени, который историки в этом смысле справедливо называют «темным периодом» (Dark Age). Величайшим достижением культуры того времени было создание в X в. до н. э. общегреческой письменности, а в IX—VIII вв. до н. э. — оформление гомеровского эпоса.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Период между переселением дорийцев (XII—XI вв. до н.э.) и началом Великой колонизации (первая половина VIII в. до н.э.) принято называть «гомеровским». Назад к тексту

2 А. М. Snodgrass. Iron Age Greece and Central Europe. — American Journal of Archaeology, LXVI, 1962, стр. 408— 410. Назад к тексту

3 С. W. Blegen. Two Athenian Grave Groups of about 900 В. С. — Hesperia, 21, 1952, стр. 279—294. Назад к тексту

4 Kerameikos, Ergebnisse der Ausgrabungen. Bd. I. Die Nekropolen des 12. bis 10. Jahrhunderts. Berlin, 1939; Bd. IV. Neufunde aus der Nekropole des 11. und 10. Jahrhunderts. Berlin, 1934; Bd. V, Teil I. Die Nekropole des 10. bis 8. Jahrhunderts. [West] Berlin, 1954. Назад к тексту

5 H. Muller-Karpe. Die Metallbeigaben der fruheisenzeitlichen Kerameikos-Graber. — Jahrbuch Deutschen Archaologischen Institut, LXXVII, 1962, стр. 59—129. Назад к тексту

6 V. R. Desborough. Protogeometric Pottery. Oxford, 1952, стр. 310. Назад к тексту

7 Я. А. Ленцман. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963, стр. 203. Назад к тексту

8 Е. Pfuhl. Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd. I. Munchen, 1923. Назад к тексту

9 Следы нескольких домов протогеометрического и геометрического времени были обнаружены в Афинах, на Самосе и в Смирне. Ранние постройки, овальные в плане, состоят из одного-двух помещений. Только в VII в. до н. э. появляется мегарон с очагом, колоннами и портиком. См.: J. L. Myres. Homer and his Critics. London, 1958, стр. 165 сл. Назад к тексту

10 Kerameikos, Bd. V, Teil I. Назад к тексту

 
« Хозяйство, общественные отношения, этническая принадлежность, культурные связи племен гальштата   Железный век в Италии »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100