ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> -- Этрусская культура
17.11.2018 г.

-- Этрусская культура

Оглавление
-- Этрусская культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Галерея Этрусская культура  

Галерея Этрусская культура

Этруски32 занимают важное место не только в истории Апеннинского полуострова, но и среди всех народов античности. Их во многом загадочная и длительная история начинается в Италии в VIII в. до н.э. и заканчивается незадолго до начала нашей эры33.

Границы территории, занятой этрусками, на протяжении столетий менялись, но примерно их можно определить следующим образом: на севере это р. Арно, на юге - р. Тибр, на западе - Тирренское море, на востоке - горные отроги Апеннин между большим изгибом Арно и Тразименским озером. Они достигли Тибра за Тразименским озером только в конце IV в. до н.э. В период наибольшего могущества (конец VII - середина V в. до н.э.) этруски вышли за эти границы и заняли некоторые другие области античной Италии: на севере - долину р. По, на юге - Кампанию и на Тирренском море - Корсику.

Этруски не создали единого государства. Основой политической организации этрусков был город-государство (полис). Каждый из них был независимым, но они составляли некое политическое объединение - союз городов. В Этрурии существовал союз 12 городов, объединенных вокруг святилища богини Вольтумны в Вальсиниях (вероятно, на месте нынешнего Орвието). Состав конфедерации, вероятно, в течение времени менялся, но количество городов (12) было неизменным. Когда этруски завоевали земли к северу и югу от собственно Этрурии, союзы городов возникли в Кампании и в долине По. Так же, как политического единства, не было и единства культурного, и хотя я в дальнейшем описываю этрусскую культуру как нечто целое, следует указать, что речь идет об общих чертах. Что же касается деталей, то они менялись от города к городу, и это зависело от местных обычаев и обрядов34.

Курган в Черветери

Происхождение этрусков до сих пор не выяснено. Одни считают их автохтонными жителями Италии или пришельцами с Востока, но еще в глубокой древности. Другие ищут их происхождение на Востоке (в Малой Азии, на средиземноморских островах), но полагают, что они переселились в Италию только в VIII в. до н.э. Обе теории восходят к античным авторам: Геродот считал, что этруски - это лидийцы, переселившиеся в Италию морским путем; Дионисий Галикарнасский (жил во второй половине I в. до н.э.) писал об этрусках как о древнейшем местном народе Италии. Третья теория, не имеющая опоры в античной историографии, возникла в середине XVIII в. Согласно ей, этруски, как и другие народы Италии, пришли с севера, они были индоевропейцами и составляли часть волны переселенцев, продвинувшихся на полуостров около 2000 г. до н.э. За этой теорией первоначально не стояло никаких фактов. Потом историки попытались подтвердить ее тем, что существует якобы связь между названием заселявших альпийские области ретов, или ретиев, и самоназванием этрусков - расены. У Тита Ливия действительно сказано, что ретии - того же происхождения, что этруски. Когда в области, где жили ретии, были найдены надписи на языке, близком к этрусскому, казалось, что «нордическая» теория находит подтверждение. Однако Тит Ливии вовсе не утверждал, что ретии - предки этрусков. На самом деле произошло обратное: в IV в. до н.э., когда кельты вторглись в долину р. По, часть этрусков ушла в альпийские долины, и ретии, вероятно, были их потомками. Неосновательными оказались и археологические и лингвистические аргументы в пользу «нордической» теории происхождения этрусков. Хотя она в настоящее время окончательно не оставлена, число ее сторонников невелико. Отвлекаясь от других фактов, самым уязвимым местом в этой теории оказалась невозможность объяснить, почему, если этруски вторглись с севера, наиболее древние их города находятся на юге, а не на севере. Некоторые ученые пытаются соединить разные теории и говорят об одновременном вторжении морским и сухим путями.

Тезис о восточном происхождении этрусков более основательно поддержан лингвистическими и археологическими фактами, и потому многие ученые его принимают.

В этрусской культуре есть сходные черты с культурой древней Малой Азии. Самоназвание этрусков - расены - известно во многих сходных формах в диалектах Малой Азии. Этрусские обычаи, религия и художественная техника во многих деталях связаны с Востоком. Этого не могут не признать автохтонисты. Однако они указывают на то, что переселенцы с Востока, пришедшие в Италию морским путем, не могли быть многочисленны. Они застали в Тоскане местное население, представленное в археологических данных обширными могильниками и поселениями культуры вилланова. Происхождение этрусского народа, если даже признать миграцию с Востока, было все же результатом смешения различных этнических элементов, большинство которых было местными. Несомненный скачок в развитии культуры и общества в Тоскане, который произошел около 700 г. до н.э., можно объяснить не только приходом сюда нового населения, но и установлением морских и коммерческих связей между Западным и Восточным Средиземноморьем, в результате чего новые идеи проникли в среду древнего населения Италии. Ведь около 750 г. до н.э. произошло событие, сыгравшее огромную роль в истории Италии, - на юге Апеннинского полуострова и в Сицилии возникли греческие колонии.

Наиболее целостно и научно обоснована концепция автохтонистов в книгах М. Паллоттино и Ф.Альтхейма35. Концепция, согласно которой этрусская культура возникла в результате дальнейшего развития культуры вилланова, подвергшейся воздействию пришельцев с Востока, археологически обоснована в работах X. Хенкена. Впрочем, как было сказано, он считает, что и сама культура вилланова возникла под сильным воздействием пришлых народов. Однако важно, что, рассматривая период III развития культуры Тарквинии, который Хенкен называет ориентализирующим и начало которого относит к 700 г. до н.э., он показывает, что смена погребального обряда и переход к этрусской культуре совершались постепенно и традиции виллановы смешивались и комбинировались с иноземными элементами.

В это время в Этрурии произошли значительные изменения в погребальном обряде. Кремация, которая в период вилланова II еще оставалась преимущественным обрядом, стала очень редкой36, а употребление саркофагов для ингумации полностью исчезло. Ингумация в траншеях продолжалась, но могильные сооружения стали иными. В Ветулонии - это большие круги из неотесанных камней (так называемые circoli). Внутри такого круга находится несколько прямоугольных траншей: одни использованы для погребений, другие - для сопровождавшего покойных инвентаря. В ранних «круговых могилах» и некоторых поздних погребен сожженный прах, но большинство погребений - трупоположения. В Тарквинии также поздние трупосожжения захоронены в траншеях, но основные новые могильные сооружения здесь другие. Это построенные из камней или вырубленные в скале камерные гробницы, в некоторых случаях над ними насыпаны курганы. В середине VII в. до н.э. курганные насыпи появились повсеместно - в Черветери, Вульчи, Популонии и других этрусских городах. Камерные гробницы и курганы - новый элемент в культуре, который целиком связан с этрусками. Традиции виллановы сохранились и в керамике, представленной в могилах VII в. до н.э., но типичная урна почти совсем исчезла. Многие формы металлических изделий имеют прототипы в периоде вилланова II. Однако увеличивается количество вещей восточного происхождения или сделанных в Италии по греческим и ближневосточным образцам37.

Небольшая купольная гробница в Популонии. VII в. до н. э.
  
ПРИМЕЧАНИЯ:

32 Этруски (туски) — римское название, самоназвание — расены. Греки называли этрусков тирренами (или тирсенами), отсюда происходит название Тирренского моря, на берегу которого находились этрусские города. Назад к тексту

33 Вопросу об этрусках посвящена огромная литература. Наиболее важный обзор см. в книгах: М. Pallottino. Etruscologia. Milano, 1955 (3-е изд., дополненный автором перев. на немецк. яз. — Die Etrusker. Frankfurt-am-Main und Hamburg, 1965); R.Bloch. L'art et la civilisation etrusque. Paris, 1955; Он же. The Etruscans. London, 1965; P.Ducati. Le probleme etrusque. Paris, 1937. Назад к тексту

34 L.Banti. Die Welt der Etrusker. Zurich, 1960 (оригинальное издание: Il mondo degli Etruschi. Roma, 1960). Назад к тексту

35 M.Pallotino. L'origine degli Etruschi. Roma, 1947; Он же. Die Etrusker. Frankfurt-am-Main und Hamburg, 1965; F.Altheim. Der Ursprung der Etrusker. Baden-Baden, 1950. Назад к тексту

36 Дольше всего сохранялся обряд трупосожжения в Чиузи (Клузиуме), где трупоположения появляются только в VI в. до н. э. Здесь в VII в. до н. э. существовал своеобразный обряд: урну с прахом помещали в большой терракотовый сосуд. Сначала это были урны типа вилланова, позже — разнообразные сосуды, иногда с человеческими фигурками на крышке и бронзовыми масками на корпусе, и, наконец, так называемые канопы — урны с яйцевидным корпусом, крышка которых воспроизводит человеческую голову. Назад к тексту

37 Е.Richardson. The Etruscans. Their Art and Civilization. Chicago and London, 1964, стр. 28—42. Назад к тексту 



 
« -- Культура Апулии и островов   Ранний железный век на Пиренейском полуострове »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100