ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
23.02.2018 г.

-- Культура эсте

Одновременно с культурами вилланова и голасекка существовала культура эсте, распространенная на северо-востоке Италии между реками Минчо и Ливенца. На этой территории обитали племена, разговаривавшие на иллирийском языке, вероятнее всего венеты24.

Культура эсте

Болотистые земли восточной части долины реки По с изменчивым течением реки Адидже (Atestis) во II тысячелетии до н.э. были редко заселены. Когда в начале I тысячелетия до н.э. туда проникли венеты (которым приписывают культуру эсте), они заняли все удобные для поселения места и жили в изоляции. Даже этруски не подчинили себе эту область. Главным городом венетов был Атесте (современный Эсте)25, но когда в 589 г. до н.э. Адидже проложила новое русло в 12 км от города, он пришел в упадок. С 183 г. до н.э. эта область стала данницей Рима, и ее своеобразная культура растворилась в римской. В районе Эсте были открыты большой могильник и поселение, а затем многочисленные могильники в других местах, и материалы раскопок послужили основой для периодизации культуры, подразделенной на четыре фазы.

Основной погребальный обряд культуры эсте - трупосожжения, но встречаются и трупоположения. В начальный период культуры эсте сожженные останки хоронили в простой яме, в открытом грунте вместе с грубыми лепными сосудами биконической формы, иногда украшенными псевдошнуровым орнаментом. Вещи из бронзы очень немногочисленны, это преимущественно простые смычковидные фибулы.

Культура эсте В период эсте II могилы представляют собой продолговатые ямы, выложенные шестью каменными плитами. В могилу помещена урна биконической или конической формы, иногда на высокой ножке и с горизонтальными рисунками на брюшке. Орнамент состоит из рядов перевернутых треугольников. Появляются уже глиняные ситулы с геометрическим или псевдошнуровым орнаментом, иногда с украшениями из бронзовых пластин. Изредка встречаются небольшие сосуды в виде свиньи или ладьи. Вся керамика сделана на гончарном круге. Найдены также мечи с антенной, бритвы, кельты и пальштабы, фибулы (килевидные и с утолщенной дугообразной спинкой, с дисками из янтаря или стекла).

В период расцвета культуры (эсте III) сказываются значительные влияния с юга, из области Болоньи. Вещи из этого важнейшего центра культуры железного века проникали к северу до Средней Европы, и, несомненно, часть их шла через область Эсте.

Типичны глиняные ситулы, украшенные красными или черными горизонтальными полосами, чаши на высокой ножке, змеевидные и челновидные фибулы, фибулы с утолщенной спинкой, боковыми бугорками и удлиненной ножкой, шейные цепи с погремушками, поясные накладки с точечным орнаментом.

В это время развивалось производство бронзовых ситул, иногда неорнаментированных, но часто украшенных несколькими фризами с охотничьими, военными и культовыми сценами, с реальными и фантастическими фигурами зверей. Одна из наиболее знаменитых ситул найдена на вилле Бенвенути (в 1880 г.) близ Эсте. На ней изображены человек в плаще и шляпе с широкими полями, восседающий на троне, взнузданный конь, перекладина с подвешенными ситулами, стилизованные деревья и сказочные звери. На втором фризе - домашние и фантастические животные; на третьем - вооруженные воины с пленниками. Ситула датирована временем около 575 г. до н.э. Область культуры эсте была одним из крупных художественных центров, где изготовлялись подобные изделия26.

На могилах, сооруженных в периоде III, поставлены каменные столбы с надписями на местном венетском наречии.

Период IV эсте характеризуется влиянием кельтского мира и, наконец, Рима. Керамика дегенерирует, становится простой и грубой, немногочисленные орнаментированные сосуды копируют греческие и кельтские оригиналы. Среди изделий из бронзы встречаются вотивные фигурки воинов, всадников, женщин и др. Известно несколько святилищ, на которых, кроме бронзовых статуэток, найдены вотивные надписи, выгравированные на металлических пластинах. Как и надписи на могильных камнях, они сделаны письменами, происходящими от этрусских. Однако язык не похож на этрусский. Он, несомненно, индоевропейский и близок к латинскому больше, чем какой-либо другой язык, на котором в то время говорили в Италии. Возможно, что венетский язык был сменен латинским до того, как сюда пришли римляне27.

В результате длительного альянса с Римом венеты мирно восприняли в 182 г. до н.э. его политический контроль, результатом чего была полная романизация их культуры к концу века.

Культура эсте Абсолютная хронология культуры эсте вызвала такие же разногласия, как и хронология виллановы28. В настоящее время наиболее распространена хронология, согласно которой эсте I относится к 900-750 гг. до н.э., эсте II - 750-575 гг. до н.э., эсте III - 575-350 гг. до н.э., эсте IV - 350-182 гг. до н.э.

Среди археологических памятников Северной Италии необходимо отметить наскальные рисунки, найденные в Приморских и Коттиевых Альпах29, в особенности в названной выше долине Камоника. Они охватывают длительный исторический период от энеолита до железного века и даже до начала нашей эры. Замечательные рисунки в долине Камоника встречаются на протяжении почти 50 км. Изображения выбиты либо выгравированы на поверхности скал, которая была отполирована движением плейстоценовых ледников30.

Рисунки, которые исследователи относят к медному и бронзовому векам, содержат много религиозных символов: солнечные диски, геометрические символические рисунки, фигуры молящихся. Изображено много оружия (топоры, алебарды, кинжалы). В начале бронзового века появляются стилизованные изображения животных, а также сцены охоты, пахоты, двух- и четырехколесных повозок, домов и др. В железном веке религиозных символов становится меньше, а сцены повседневной жизни более разнообразны: женщина у ткацкого станка, кузнец у горна, телега с запряженными волами, жилища. Распространены сцены, в которых пешие или конные воины в шлемах сражаются копьем или мечом. По случайным надписям, сделанным местным северным этрусским письмом на некоторых скалах с изображением воинов, их можно датировать временем около 500 г. до н.э.

В Центральной Альпийской долине открыты могильники и поселения железного века, вероятно принадлежавшие тем племенам, которые оставили свои рисунки на скалах Приморских Альп. Этническое название этих племен неизвестно.

ПРИМЕЧАНИЯ:


24 За пределами названной территории большой могильник, также вероятно оставленный племенами венетов, найден у Санта-Лючии близ р. Изонцо. Назад к тексту

25 Крупными поселениями венетов были также Падуя, Виченца и Оппеано (Верона). Назад к тексту

26 О.Н.Frey. Die Entstehung der Situlenkunst. Berlin, 1969. Назад к тексту

27 L.Barfield. Northern Italy..., стр. 125. Назад к тексту

28 Д.Рэнделл Мак-Айвер относил начало культуры эсте к 1200 г. до н.э., Ф. Дун — к 1000 г. до н.э., Н. Оберг — к 650 г. до н.э. По Мюллер-Карпе период I культуры эсте относится к концу X—IX в. до н.э., эсте II — IX—VIII вв. до н.э., эсте III — с конца VIII или начала VII в. до н.э. до кельтского завоевания, эсте IV — IV—II вв. до н.э. Назад к тексту

29 С.Bicknell. A Guide to the Prehistoric Rock Engravings in the Maritime Alps. Bordighera, 1913. Назад к тексту

30 E.Anati. The Camonica Valley. N.Y., 1961; London, 1963 (перев. с француз.). Назад к тексту

 

 
« -- Культура голасекка   -- Культура ямных погребений »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100