ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> -- Культура голасекка
19.08.2018 г.

-- Культура голасекка

Культура голасекка. Керамика

Культура голасекка. Керамика

В некоторых элементах к культуре вилланова близка культура голасекка (названная по полю погребений на юге озера Маджиоре, на левом берегу вытекающей из него реки Тичино). Она занимала часть Ломбардии, Пьемонт и кантон Тессин в Швейцарии. Ее происхождение связано с развитием культуры полей погребений Северной Италии. Однако, по мнению некоторых исследователей, эта культура имеет еще более древние местные корни, и можно проследить ее эволюцию с эпохи энеолита22.

Для культуры голасекка характерны могильники с трупосожжениями. Урну помещали в простую яму, иногда обложенную камнями, или позднее в камеру, образованную поставленными на ребро плитами. Часть могил обводили кругами из камней. В Пьемонте встречаются курганные насыпи, а к северу от Маджиоре - насыпи из камней.

Обычно культура голасекка делится на три периода. Для первого периода (900-600 гг. до н.э.) характерны биконические урны с небольшой расширенной шейкой, с фризом из перевернутых треугольников, вырезанных на плечиках, чаши на высокой ножке с псевдошнуровым орнаментом, поздние фибулы пещерского типа, лучковые фибулы, наконечники копий, единичные мечи с антенной.

Во втором периоде (600-450 гг. до н.э.) керамические формы по-иному профилированы. Это амфоровидные сосуды без ручек, простые горшки с небольшими ручками. Вместо резного орнамента применяется лощение стенок сосуда. Появляются фибулы с удлиненной ножкой.

В третьем периоде (450-15 гг. до н.э.) сказывается, в особенности в металлических вещах, влияние соседних культур - вилланова и эсте, а также центральноевропейских. Появляются конические глиняные ситулы с орнаментом из красных и черных линий в виде сетки, местные подражания орнаментированным металлическим ситулам, змеевидные и челно-видные фибулы с удлиненной ножкой, железные кинжалы с подковообразной рукоятью и другие изделия из металла. Позднее становится все больше вещей, привезенных из этрусских и греческих областей, и местных подражаний им, а после вторжения в Северную Италию галлов появляются кельтские вещи. Наряду с кремацией применяют обряд трупоположения23.

Большинство погребений культуры голасекка отличается однообразием и сравнительной бедностью инвентаря. Однако встречается немного погребений с богатым инвентарем и оружием, по-видимому принадлежавших вождям, военным руководителям. В этих погребениях найдены обширные серии металлических вещей: втульчатые бронзовые топоры, железные наконечники копий, кованая бронзовая посуда, ковши и амфоры, покрытые гравированным орнаментом, часто содержащим мотив «солнечной ладьи и лебедя», бронзовые вазы, украшенные бронзовыми же подвесками и поставленные на четырехколесную платформу. Встречаются конская сбруя и колесницы. На некоторых могилах финальной стадии голасекка стоят погребальные стелы, высеченные в виде антропоморфных стилизованных фигур.

На стелах открыты надписи, выполненные местным этрусским письмом, называемым филологами лепонтийским. Предполагается, что это местный италийский язык, испытавший значительные кельтские влияния. Его иногда называют кельто-лигурским, так как некоторые ученые полагают, что культура голассека была создана племенами лигуров. Но, как и другие попытки этнической интерпретации археологических культур Италии раннего железного века, эта гипотеза не имеет доказательств.

Согласно античной традиции, племена лигуров занимали значительно большую территорию, чем та, которая унаследовала их имя (область Италии с главным городом Генуя). На западе они занимали побережье Франции до Роны, греческая колония Массалия (Марсель) была основана на территории лигуров. На востоке они занимали всю западную часть долины р. По. Так оставалось до кельтского завоевания. На этой обширной территории нет единой археологической культуры, которую можно было бы идентифицировать с лигурами. Поэтому, если голассека была лигурийской культурой, то она представляла лишь какую-то часть племен, объединенных античными авторами под названием лигуров.

ПРИМЕЧАНИЯ:


22 P.Laviosa-Zambotti. Le origini della civilta de Golasecca. — Studii etruschi, IX, 1938, стр. 371. Назад к тексту

23 L.Barfield. Northern Italy..., стр. 127— 136. Назад к тексту

 
« -- Культура вилланова   -- Культура эсте »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100