ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
 
03.03.2021 г.

Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность

Рейтинг: / 37
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность
Страница 2

Постоянно зафиксированное положение корпуса будто бы выражает сдержанность в чувствах, но вряд ли можно говорить об отсутствии эмоций: ирландские и шотландские танцы очень экспрессивны и в них содержится сильная энергетика.

Агрессивность – качество, которое может только помешать исполнять рассматриваемые нами танцы. И, конечно же, ирландские и шотландские танцы не развивают это качество при подобающем исполнении. Напротив, необходимость легко степовать (а не молотить каблуками так, словно танцующие забивают ими гвозди) может воздействовать на человека вполне благотворно. В сочетании с плавностью движений все вышеперечисленное может способствовать более гармоничному развитию личности. Сказанное выше применимо к традиционному народному танцу, как существующему в аутентичном виде, так и поставленному на хореографическую основу (шоу Riverdance, Lord of the Dance). Вряд ли можно утверждать то же самое в отношении таких современных веяний, как модерн в постановке Dancing On Dangerous Ground, где можно увидеть более резкие изломанные движения.

Есть еще один небезынтересный момент. По наблюдению автора статьи, люди, по-настоящему увлеченные танцами ирландцев и шотландцев, нередко равнодушны или даже откровенно «не уважают» латиноамериканские танцы! Разумеется, статистики на данный момент не существует, но зачастую это оказывается именно так! И если попытаться проанализировать сходства и различия между этими танцами, а также создаваемыми ими образами, то можно предположить, что они являются своего рода антагонистами.

Конечно же, для исполнения любого танца нужно развивать в себе умение настроиться на музыку, чувствовать ее, слышать ритм, что требует определенной душевной организации и способностью восприятия искусства. Здесь мы подходим к следующему моменту.

Существует один важный нюанс, несоблюдение которого может свести на нет все вышеизложенное. Дело в том, что до этого момента в статье рассматривался «идеальный» случай, когда учащийся ставит перед собой цель проникнуться данной конкретной культурой с учетом всей ее специфики. Он внимательно слушает ирландскую (или - шотландскую, бретонскую, валлийскую, etc. музыку) и выражает услышанные образы в движении. Разумеется, такие танцоры существуют и бывает так, что они достигают поразительных эффектов в освоении танца без помощи педагогов. В качестве примера можно привести талантливую российскую исполнительницу ирландских танцев Светлану Кузнецову. Когда-то, услышав ирландскую музыку, Светлана смогла воссоздать характер движений ирландских народных танцев, даже не видев их до этого!

Увы, не все приходят на занятия по танцам, воспринимая танец как высокое искусство. Кто-то ставит цели, не имеющие никакого отношения к достижению гармонии – зачастую, мотивацией для занятий становятся банальные амбиции. О восприятии музыки и танца такие учащиеся могут даже не задумываться. Подобное отношение не может не сказаться на результате. И тогда многое зависит от преподавателя. Но всегда ли он осознает, насколько важные вещи от него зависят? Зачастую педагоги ставят перед собой задачу просто научить учащихся последовательности определенных танцевальных движений, выполняемых, по возможности, технично. Таким образом учащиеся, конечно, будут способны изобразить набор красивых па, но смогут ли они достигнуть большего?

Существует точка зрения, согласно которой современная школьная программа построена так, что в процессе обучения из учеников получаются хорошие исполнители задач, но никак не творческие личности, способные сами выдвигать цели и задачи. Кто-то даже утверждает, что гениев потому так мало в нашем обществе, что система образования прибивает все способности юных вундеркиндов на корню. Это общее утверждение в нашем конкретном случае может означать, что в случае если педагог ставит ирландский танец в ансамбле и ни в этом номере, ни в программе обучения нет места импровизации, в результате такого обучения мы получим опять-таки, всего лишь исполнителей конкретной задачи. И здесь дело не только в том, что такой подход не позволяет развить творческое мышление, фантазию и индивидуальность. Все взаимосвязано: если ученики не умеют импровизировать и не чувствуют танец и музыку, а просто механически повторяют движения - скорее всего, танец никак на них не повлияет. То есть при таком бездумном повторении могут не развиться все подробно описанные выше черты характера (свободолюбие, гордость, твердость характера, упорство, вдумчивое отношение к совершаемому, концентрация внимания, созерцательность).

И в заключение – о негативном аспекте влияния ирландского танца на личность, который может проявляться в случае неправильно построенного процесса обучения. Р. Гэлвин, опытный преподаватель ирландских и шотландских танцев, во время своего мастер-класса в Москве в 2000 году несколько раз повторил: «Музыка – первична, танец – вторичен по отношению к музыке». Вместо этого некоторые педагоги предпочитают не учить слушать музыку, а считают под нее, что впоследствии может привести к механическому восприятию музыки – не как источника образов, а как ритмически выверенной последовательности звуков. Более того, автор статьи был свидетелем выступления человека, привыкшего четко считать под музыку; он собирался исполнить один танец, а музыканты случайно перепутали и вместо его номера, в нужном ему размере 4/4, сыграли другой - в размере 6/8. Оптимальным в данной ситуации было бы станцевать джигу, услышав характерный для нее ритм. Однако артист уже начал танцевать и, видимо, не успевал перестроиться. Из зрительного зала мы наблюдали, как человек, не моргнув глазом, станцевал свой рил (размер 4/4) и удалился. «Какая выдержка» - подумали мы – «хорошая мина при плохой игре – признак профессионализма». Но оказалось, все гораздо прозаичнее. «Вы что так разогнали рил?!» - вопрошал артист музыкантов за кулисами. Настроившись на свой номер, танцор даже не осознал, что звучит музыка в другом размере… Этот пример наглядно демонстрирует, что привычка использовать счет при исполнении ирландских танцев, в конечном итоге, не развивает, а наоборот, отупляет человека…



 
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100