ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Верхний палеолит. Homo sapiens
13.11.2018 г.

Верхний палеолит. Homo sapiens

Оглавление
Верхний палеолит. Homo sapiens
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Венера с рогом, Дордонь, Франция

Венера с рогом, Дордонь, Франция

Для Западной Европы начало верхнего палеолита связано с культурой, названной по французскому местонахождению шательперроном (Chatelperronien)12. В чистом виде эта культура известна только во Франции. Для нее характерна особая техника обработки пластин, а именно, крутая ретушь по краю, кремневые острия (тип шательперрон) с закругленной спинкой. В каменной индустрии с ее яркими чертами верхнего палеолита (такими, как наличие резцов) сохраняются еще старые типы скребков и острий, характерных для позднего мустье. Связь мустьерской культуры с верхнепалеолитической видна также в том, что на памятниках, относящихся к позднему мустье (например, местонахождение Абри-Оди во Франции), уже появляются формы, из которых развились орудия, типичные для шательперрона (асимметричные острия с дугообразным ретушированным краем). Шательперрон датируется интерстадиалом вюрм I/II13.

В пределах среднеевропейского верхнего палеолита выделяют селетскую культуру (названа по пещере Селета в Венгрии), для которой также характерно наличие верхнепалеолитических изделий (в частности, весьма совершенных тонких ретушированных с обеих сторон листовидных наконечников) вместе с вещами мустьерского облика14. На отдельных селетских памятниках встречаются даже острия, пластины и нуклеусы, выполненные в весьма архаичной леваллуаской технике. Некоторые исследователи относят селетскую культуру к позднему мустье. Но наличие листовидных наконечников и некоторые формы орудий, изготовленных из пластин, все же свидетельствуют, что это - культура верхнего палеолита.

Она датируется интерстадиалом вюрм І/ІІ, к этому времени относятся ее начало и расцвет, однако окончательное ее исчезновение происходит только в начале интерстадиала вюрм ІІ/ІІІ. Эта культура распространена в Южной Польше, Чехословакии, Венгрии. Родственные явления отмечены в Болгарии, Румынии и на Украине. Есть и другие группы европейских позднепалеолитических стоянок с элементами слаборазвитой индустрии позднего мустье. Такова, например, ольшевская группа, названная по находкам в пещере Поточка Зиялка (Potocka Zijalka) в горах Ольшева в Словении (Югославия). В инвентаре этой группы мало каких-либо типичных только для нее каменных изделий, зато характерны костяные наконечники, не расщепленные, в отличие от других ориньякских, у основания. Такие же наконечники встречаются в сопровождении селетских каменных орудий только в пещерах горного района, куда охотник приходил на охоту в теплое время года. Поэтому некоторые ученые считают, что в данном случае мы имеем дело не с особой культурой, а только с охотничьими стоянками того времени15.

Ориньякская культура (в современном ее понятии) встречается в Западной Европе во Франции и Бельгии, а также в Испании за исключением Каталонии, где пока открыто мало местонахождений. Ориньяк известен и в Англии. Несколько отличаются от западных ориньякские памятники Средней Европы.

Среднеевропейский ориньяк относится к холодному стадиалу вюрм II и интерстадиалу вюрм ІІ/ІІІ (по С14 - 32-20 тыс. лет до н. э.). В Западной Европе он главным образом распространяется в наиболее холодном периоде вюрма II (30 500-28 500 лет до н. э.) и представлен местонахождениями в пещерах и гротах, где перекрывает слои шательперрона. Типологически западный ориньяк сначала немногим отличается от среднеевропейского, потом эти различия возрастают и заметны в основном в области искусства: западноевропейские рисунки животных (преимущественно в профиль) и женские статуэтки более реалистичны и пластичны. Ведущими (наиболее характерными) формами ориньякской культуры были наконечники плоской или веретенообразной формы из рога или кости, с распиленным основанием. Назначение их неизвестно. Они могли служить инструментом для шитья и наконечником дротика или копья. Это первое костяное орудие устойчивой определенной формы. Орудия из кости встречались и раньше, в мустьерских и даже ашельских слоях, но их форма была случайной. Подлинное открытие возможностей кости как сырья для изготовления орудий труда и украшений относится к верхнему палеолиту. Вероятно, для обработки кости главным образом применялись многочисленные в ориньякских слоях и разнообразные кремневые резцы.

Гравировка на кости


Для ориньякской кремневой техники типична краевая ретушь, которая, как правило, идет по всей окружности орудий, в том числе и изготовленных из больших пластин. Тот факт, что эта индустрия впервые встречена на востоке Европы, привел к мысли, что ее носители распространились из этой области. Некоторые ученые (Д. Пейрони, Д. Гаррод) считали, что и на востоке Европы ориньякцы не были автохтонными, а пришли сюда из другой части света, возможно из Передней Азии. Однако другие, в том числе большинство советских ученых, утверждали, что ориньякская культура может происходить из местных культур предшествующего времени16. В последнее время мы находим все больше доказательств правильности этой точки зрения. Так, например, можно видеть корни развития ориньякской культуры в широких рамках Средней Европы, в поздней фазе тейякской культуры или в так называемых протоориньякских изделиях из кварцита, представляющих позднюю стадию мустьерской культуры17.

Много данных, подтверждающих преемственность между мустьерской и верхнепалеолитическими культурами во Франции, получено в результате новых исследований18. Наибольшее количество доказательств в пользу автохтонистской точки зрения на происхождение ориньякской культуры собрано в книге Г. П. Григорьева, пришедшего к выводу о происхождении ориньяка Франции от местного варианта мустье - ла-кина19. Несколько позже ориньякской возникает, но продолжает существовать одновременно с ней граветтская культура (названа по местонахождению Ла-Граветт в Дордони). В Средней Европе она датируется вюрмским интерстадиалом ІІ/ІІІ и стадиалом вюрм III (60-20 тыс. лет до н. э. ).

Граветтская индустрия представлена огромным количеством находок: типичными остриями с затупленным краем и ножами с боковой выемкой, кроме того, резцами, скребками и маленькими ножичками. Развитие техники шло к мелким геометрическим и к составным орудиям. Разнообразны костяные изделия: острия, шилья, лопаточки, украшения.

Предполагают, что основной областью происхождения граветтской техники была Восточная Европа и что ее распространение в Средней и Западной Европе связано с приходом населения с востока. Западноевропейские ученые находят истоки граветта в русских верхнепалеолитических памятниках20. Граветтскую культуру делят на две группы - восточную и западную. Для восточной характерны острия со спинкой, призматические остроконечники, скребла, топоровидные орудия из рога, для западной - листовидные наконечники, острия с черенком и со спинкой. Для граветтских памятников характерны многочисленные женские фигурки и скульптурные изображения зверей из мамонтовой кости, камня или глины. В Средней Европе, довольно густо заселенной в эпоху верхнего палеолита, встречено много поселений с граветтской индустрией восточной группы21. Памятники среднеевропейского граветта - такие, как Дольни Вестоници, Пржедмост, - будут описаны ниже.

Иногда выделяют особую гримальдийскую группу памятников в Италии и на Французской Ривьере. Для нее характерно смешение ориньякских и граветтских форм с тенденцией к выработке собственных форм микролитических орудий.

Солютрейская культура названа по стоянке Солютре во Франции (департамент Соны и Луары). Особенностью этой культуры является распространение наконечников копий и клинков ножей, сделанных с большим совершенством путем обработки кремня с двух сторон отжимной ретушью. Этот способ обработки кремня заключался в том, что с помощью костяного отжимника с поверхности орудия скалывались тонкие чешуйки. Способ отжимной ретуши зародился раньше, но достиг своего расцвета в солютрейскую эпоху. Отжимная ретушь давала возможность изготовлять наконечники стрел и копий, которые были так же тонки, как позже появившиеся железные наконечники тех же размеров. Они были в достаточной степени легкими, что позволяло использовать их для метательного оружия. Преобладают формы лавролистных или иволистных наконечников, наконечников с черенком и с боковой выемкой.

Район распространения типичной солютрейской культуры - Средняя и Южная Франция22. Самостоятельный центр распространения сходной культуры существовал в Восточной и Северной Испании и в Португалии. В Северной Франции, Бельгии и Англии встречаются памятники, типологически близкие к ранней фазе солютрейской культуры, но более развитая индустрия здесь попадается редко или совсем отсутствует.

Существуют различные взгляды на вопрос о происхождении солютрейской культуры. Некоторые ученые считали, что она появилась с востока, из области распространения селетской культуры, в доказательство чего приводили сходство листовидных наконечников, типичных для той и другой культуры Однако по радиокарбонным датам разрыв между этими культурами равен по крайней мере 11 тыс. лет. Самая поздняя дата селетских памятников 30 тыс. лет до н. э., а самая ранняя солютрейская - 18 тыс лет до н. э. Уже одно это обстоятельство не позволяет устанавливать прямые связи между селетом и солютре. Другие ученые считали, что солютрейские формы были принесены во Францию народом, переселившимся из Северной Африки через Испанию. Однако и эта точка зрения отпала, так как в Испании нет ранней солютрейской индустрии. Сейчас солютрейскую культуру рассматривают как этап развития западноевропейских культур каменного века, возникший на местной основе Стратиграфические наблюдения указывают на то, что солютрейская индустрия относится к периоду между развитием граветтской и мадленской культур и отчасти существует параллельно с граветтской и ранней мадленской. Радиокарбонные даты указывают на сравнительно короткий, равный всего 1 тыс. лет период существования солютре (18-17 тыс. лет до н. э., по некоторым другим данным до 16 тыс. лет до н. э. ).

На юго-востоке Франции в солютрейское время встречается индустрия, вероятно, средиземноморского типа. Ее отличительной чертой является наличие микролитов. Эту культуру называют сальпетриерской (по пещере Salpetrier) или роданской (по р. Роне). Своеобразная культура конца ориньякского и солютрейского времени встречена во Франции в местонахождениях Ложери От и Абри-Пато. Ее назвали протомадленской, хотя прямого продолжения в мадлене она не находит. Ведущими формами были прекрасно обработанные удлиненные наконечники, скребки, сверла и небольшие резцы, иногда с зубчиками. Костяные наконечники веретенообразные или со скошенным основанием. Встречаются ожерелья из просверленных зубов.

Главным в хозяйственной деятельности верхнепалеолитического человека была охота. Охота загоном была, по-видимому, известна еще в нижнем палеолите. В верхнем палеолите она приобретает особенно большое значение. Так, на стоянке Солютре под крутым обрывом найден толстый слой костей лошадей, около 10 тыс. особей. Очевидно, охотники загоняли животных к обрыву, с которого они падали вниз и становились добычей людей. Такая же картина нагромождения костей диких животных наблюдается и на других верхнепалеолитических стоянках. Применялись и ловчие ямы. Однако охота на таких крупных зверей, как мамонты, вряд ли производилась с помощью ловчих ям. Пользуясь примитивными орудиями, охотник не мог вырыть очень большую яму, да и польза от такого метода охоты на крупного зверя весьма сомнительна. Верхнепалеолитическая охота совершалась коллективом людей, жилища и поселения которых стали нам известны в последнее время. Люди селились на лёссовых террасах, вблизи долин рек, на местах летних и зимних кочевок стад диких зверей (например, в долине Везера и его притоков, где проходили стада быков, оленей и лошадей). Здесь устраивались облавные охоты, были ловчие ямы, а в промерзшей земле выкапывали ямы для длительного хранения мяса. Охотники иногда покидали свои становища, а потом возвращались вновь. Стоянки под открытым небом исследованы во Франции, Нидерландах, ФРГ, Восточной Австрии и в других странах. В Чехословакии изучены богатые стоянки в Моравии: Дольни Вестоници, Пржедмост и Павлов (близ Микулова).

ПРИМЕЧАНИЯ:

12. H. Breuil. L'industrie de la grotte Chatelperron (Allier) et d'autres gisements similaires. - Revue anthropologique, t. XXI, 1911. Назад к тексту

13. По C14 ранние даты относятся к 32- 31 тыс. лет до н. э., поздние - к 30 тыс. лет до н. э. (К. J. Narr. Menschenfunde an der Grenze von Mittel- und Jungpalaolithikum in Europa (eine chronologische Aspekte). - Evolution and Hominisation. Stuttgart, 1962, стр. 223). Назад к тексту

14. L. Vertes. Problematika Szeletienu. - Slovenska archeologia, IV, 1956; F. Prosek. Szeletien na Slovensku. - Slovenska archeologia, I, 1953; M. Габоpu. Солютрейская культура Венгрии. - Acta Archaeologica Academies Scientiarum Hungaricae, t. III, 1953. Назад к тексту

15. S. Brodar. Prerez paleolitika na slovenskih tleh. - Arheoloski vestnik, 1950; L. F. Zots. Alsteinzeitkunde Mitteleuropas. Stuttgart, 1951. Назад к тексту

16. П. П. Ефименко. Первобытное общество. Л., 1938, стр. 350-363; В. И. Равдоникас. История первобытного общества, I. Л., 1939, стр. 189-190. Назад к тексту

17. Aurignac et l'aurignacien. Назад к тексту

18. F. Bordes. Le passage du Paleolithique moyen en Paleolithique superieur. - В кн.: Hundert Jahre Neanderthaler. Utrecht, 1958, стр. 175-181. Назад к тексту

19. Г. П. Григорьев. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л., 1968. Назад к тексту

20. Советские ученые также признают сходство среднеевропейских памятников Моравии, Словакии. Австрии (так называемые виллендорфские стоянки) с костенковско-боршевскими (на Дону) и соглашаются с возможностью миграции верхнепалеолитического населения Европы на далекие расстояния. Однако, опираясь на другие датировки, они намечают обратный путь движения: из района Виллендорфа в Моравию и далее на восток до Дона (см.: Г. П. Григорьев. Начало верхнего палеолита..., стр. 66-67). Назад к тексту

21. B. Klima. Zur problematik des Aurignacien und Gravettien in Mitteleuropa. - Archeologia Austriaca, t. 26, 1959. Назад к тексту

22. P. E. L. Smith. Le Solutreen en France. Bordeux, 1966. Назад к тексту

 
« -- ПАЛЕОЛИТ --   Искусство и верования в эпоху палеолита »

Источники:
"Археология Западной Европы. Каменный век" Монгайт А.Л.

"В поисках исчезнувших цивилизаций", Амальрик А.С., Монгайт А.Л.

Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100