ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Верхний палеолит. Homo sapiens
18.09.2019 г.

Верхний палеолит. Homo sapiens

Оглавление
Верхний палеолит. Homo sapiens
Страница 2
Страница 3
Страница 4

На стоянке Лангманнерсдорф (Нижняя Австрия) найдены следы круглой землянки (диаметр 2, 5 м, глубина 1, 7 м). С ней связаны три ямы от столбов, вероятно, поддерживавших наклонную крышу. Однако большинство жилищ, по-видимому, не было так углублено в землю, и археологи находят лишь неглубокие ямы, очерчивающие границы жилища. Они бывают круглыми, овальными или многоугольными. В Павлове раскопано 13 жилищ и, таким образом, исследован целый поселок23. Иногда в жилых ямах следы очагов не обнаруживаются, чаще всего очаги представлены ограниченными камнями или настилом из камней. В Павлове, Тибаве, Острава-Петровице в каждом жилище по два очага; в Дольних Вестоницах - от одного до пяти. В большинстве других случаев очаг только один. Реконструкция верхней части палеолитических жилищ очень затруднена. На словацких стоянках Тибава и Барка обнаружены ряды столбов, вероятно, поддерживавших наклонную крышу. Каменные плиты, кости мамонта, а иногда земляные валы поддерживали "стены", вероятно, сделанные из прутьев и покрытые шкурами. Однако есть основания полагать, что палеолитические хижины в отдельных случаях имели деревянные стены и крышу. Так, на стоянке Шагвар (Венгрия) жилище представляет собой яму (3, 2X2, 9 м, глубиной 1, 8 м), в заполнении которой найден древесный уголь, оставшийся, по мнению исследователей (М. и В. Габори), от конструкций стен и крыши и не связанный с очагами, так как последние в количестве восьми найдены вне жилища24.

Поселения под открытым небом очень разной величины - от очень небольших, по-видимому, служивших для поселения группы охотников только однажды, до тянущихся на несколько километров. Последние, вероятно, образовались в результате неоднократного заселения их территории палеолитическими людьми.

В качестве примера верхнепалеолитических стоянок опишем чехословацкие - Дольни Вестоници и Пржедмост. Стоянка Дольни Вестоници датируется по данным радиокарбонного анализа 27 тыс. лет до н. э. Мощный культурный слой стоянки включает огромное количество костей животных, главным образом мамонта. Обнаружены следы овальных и круглых в плане жилищ с очагами (от одного до пяти)25.

Дольни Вестоници. План раскопанного в 1947-1950 гг. жилища

Дольни Вестоници. План раскопанного в 1947-1950 гг. жилища

Жилища были ограждены в одном случае камнями, в другом - земляным валом и представляли собой сооружения полуземляночного типа26. В каменном инвентаре еще встречаются старые ориньякские формы, но преимущественно он представлен граветтскими орудиями, изготовленными из узких удлиненных пластин, и отдельными микролитическими формами. В Дольних Вестоницах найдена древнейшая в мире керамика (глина, подвергшаяся обжигу) - фигурки, изображающие животных и людей. Найдены также комки обожженной глины и комки приготовленной для лепки глины с отпечатками пальцев и ладоней верхнепалеолитических людей. В одном из жилищ найдены остатки обожженной стенки, которая, как полагает Б. Клима, является частью печи для обжига скульптур из глины. Некоторые скульптуры в Дольних Вестоницах вырезаны из мергеля.

Еще одно замечательное становище охотников на мамонта известно в Северной Моравии в долине р. Бечвы, недалеко от ее впадения в Мораву. Это Пржедмост, ставший известным по находкам костей мамонта еще в средние века, а в конце XIX в. бывший объектом изучения моравских ученых - Ванкеля, Машки, Кржижа и других27. При раскопках, далеко не охвативших еще всей площади стоянки, помимо множества костей других животных, были встречены остатки не менее чем тысячи мамонтов. Наряду с многочисленными орудиями из камня здесь встречено множество орудий из кости: иглы и шилья из расколотых трубчатых костей, лощила, кинжалы из длинных заостренных костей крупного хищника, тесла, топоры28. В Пржедмосте было найдено коллективное погребение не менее 20 индивидуумов, из них восемь скелетов принадлежало взрослым, а остальные детям. Скелеты лежали большей частью скорченными на боку, иногда были обложены лопатками мамонта или прикрыты камнями. Из Пржедмоста происходят некоторые произведения искусства - грубые женские фигурки (из слоновой кости или Мамонтова клыка), выгравированная на кости сильно геометризированная женская фигурка29. Погребения в Пржедмосте не представляют исключения. В Дольних Вестоницах недалеко от большого жилища было обнаружено погребение скорченной окрашенной женщины, покрытой двумя большими лопатками мамонта.

Интересную группу верхнепалеолитических местонахождений представляют лёссовые стоянки в окрестностях Мораван в Словакии на левом притоке Дуная - реке Ваг, поразительно сходные с костенковско-боршевскими, несмотря на разделяющие их 1500 км. Здесь из солютрейской техники, отличавшейся совершенными листовидными наконечниками, обработанными отжимной ретушью, развилась техника, для которой было характерно распространение наконечников с выемкой, при обработке которых лишь частично применялась отжимная ретушь. А позднее исчезли и наконечники с выемкой и распространилась мадленская техника изготовления костяного охотничьего оружия30.

Мадленская культура (по La-Madeleine в Дордони) относится к конечной фазе последнего вюрмского глациала и к начальной послеледниковой эпохе, приблизительно датируется 16-10 тыс. (9 тыс. ) лет до н. э. Собственно мадленская культура типична только для Франции, Бельгии, Северной Испании, Швейцарии и юга ФРГ, но характерные для нее черты представлены в позднепалеолитических культурах всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. В Средней Европе развитие происходит на граветтской основе, но сюда проникают с запада мадленские импульсы. В Восточной Европе мадленская культура предстает в местной модифицированной форме. В средиземноморских областях (Италия, Сицилия) долго сохраняются традиции перигорской культуры31.

В мадленское время исчезают солютрейские кремневые наконечники и отжимная ретушь. Преобладают разнообразные кремневые резцы; много кремневых проколок, скребков. Широко распространяются и совершенствуются изделия из кости и рога. На основании развития костяных орудий А. Брейль и Р. де Сен-Перье разделили мадленскую эпоху на шесть фаз. Первые три характеризуются различными формами костяных наконечников копий, остальные - гарпунами (в мадлене VI ведущей формой становится двусторонний, с двумя рядами зубцов гарпун). Гарпун - важнейшее орудие мадленской эпохи, в отличие от современного его употребления служил не только для рыбной ловли, а главным образом для охоты. Конечно, охота на такого крупного зверя, как мамонт или бизон, по-прежнему велась загоном, но мамонт в мадленское время постепенно исчезает и главным объектом охоты становятся стада северного оленя. Мадленский охотник не упускает и мелкого зверя - песца, бобра и т. п., охотится даже на птиц. Рыболовный крючок - тоже изобретение мадленского времени. Собственно крючок относится еще к эпохе мезолита, но в мадлене появляется рыболовное орудие, подобное крючку, с заостренными концами. В мадленском инвентаре типичны так называемые жезлы начальников32. Это предметы из рога северного оленя с одним или несколькими круглыми отверстиями, иногда украшенные рисунками животных или орнаментом. По-видимому, на самом деле они служили выпрямителями древков копий и стрел.

"Начальнические жезлы", благодаря рисункам и скульптурам, украшающим их, являются замечательными произведениями искусства. К выдающимся художественным изделиям принадлежит также серия из 50 костяных жезлов, происходящих из области Пиренеев во Франции (пещеры Леспюг и Истюриц) и украшенных резным орнаментом в виде кругов, эллипсов, полумесяцев и т. п. По-видимому, украшенные жезлы были предназначены для магических действий или религиозных церемоний.

Копьеметалки. Кость. Мадленская культура

"Начальнические жезлы", благодаря рисункам и скульптурам, украшающим их, являются замечательными произведениями искусства. К выдающимся художественным изделиям принадлежит также серия из 50 костяных жезлов, происходящих из области Пиренеев во Франции (пещеры Леспюг и Истюриц) и украшенных резным орнаментом в виде кругов, эллипсов, полумесяцев и т. п. По-видимому, украшенные жезлы были предназначены для магических действий или религиозных церемоний.

Костяная индустрия мадленского времени обогатилась одним изобретением, сыгравшим громадную роль в развитии человеческой культуры. Это изобретение копьеметалки - первого орудия, механически увеличивавшего человеческую мускульную силу. Дощечка с упором - копьеметалка давала возможность придать копью первоначальную скорость, почти равную скорости стрелы, выпущенной из лука. Поздние мадленцы, возможно, изобрели уже лук33.

Среди костяных изделий мадленского времени следует назвать иглы с ушком34 и футляры для игл, сделанные из трубчатых костей птиц.

В поздней мадленской культуре (мадлен VI) распространяются мелкие кремневые орудия геометрических очертаний, от которых совершается постепенный переход к мезолитическим микролитам.



В мадленское время созданы наиболее реалистические многоцветные композиции пещерной живописи.

Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, хотя известны и жилища под открытым небом. Мадленцы часто кочевали, преследуя стада северных оленей - основное средство их существования35. Олень снабжал мясом, жиром для освещения, шкурами для одежды, сухожилиями для ремней и ниток, рогами и костью для изготовлений орудий. Северный олень зимой живет на юге, в окраинной полосе лесов, летом откочевывает на север, на тундровые пастбища. Мадленский охотник, следуя за стадами оленей, постепенно осваивал северную окраину верхнепалеолитической ойкумены.

Лучшие климатические условия сложились в Европе в результате отступления ледника и потепления36. Новые группы охотников на тундровых и степных зверей продвинулись на север. В Северо-Западной Европе они представлены культурами гамбургской, федермессер и аренсбургской, в Восточной Европе - свидерской.

Данные о позднепалеолитических памятниках Северо-Западной Европы получены главным образом в результате многолетних систематических раскопок торфяниковых поселений Шлезвиг-Гольштейна. Предполагают, что эти поселения были летними стоянками, а зимние жилища охотников на оленей находились у северной окраины Гарца и Рудных гор. Поселение Мейендорф (в 20 км от современного Гамбурга) датируется временем 13 тыс. лет до н. э., по радиоуглеродному методу - 12980± 370 лет до н. э. Для гамбургской культуры характерны кремневые орудия, напоминающие верхнепалеолитические: кремневые наконечники стрел с выемкой37 и своеобразные проколки. Распространены были орудия из оленьего рога с кремневыми вкладышами. Рыбу и птицу убивали одностороннезазубренными гарпунами из рога северного оленя, вырезанными с помощью кремневых резцов. Жилищами служили округлые и овальные палатки, покрытые шкурами оленя.

В 600 м от Мейендорфа, близ Аренсбурга, находится стоянка Штельмоор, верхний слой которой относится уже к IX тысячелетию до н. э. (8500-8100 гг. до н. э. ). Ее обитатели были охотниками не только на северного оленя (хотя он оставался главным объектом охоты: найдены остатки 1 тыс. особей), но и на лося, бобра, рысь и других животных38.

На стоянке Штельмоор, так же как и на других памятниках аренсбургской культуры, найдены многочисленные кремневые изделия - скребки, сверла и т. п., каменные наконечники с черешком для стрел и дротиков и особые характерные мотыгообразные орудия из рога северного оленя (так называемого типа Лингби39), толстые гарпуны. Найдено два лука, изготовленных из сосны. По-видимому, охотники на северного оленя в Штельмооре совершали жертвоприношения, бросая в озеро первых убитых животных с привязанными на шею камнями. На берегу были вкопаны в землю столбы, на которые надевались черепа северного оленя с рогами.

Среди позднепалеолитических культур Северо-Западной Европы значительное место занимает культура федермессер (Federmesser), названная по характерным остриям типа "перочинного ножа". Эта культура распространена на севере ФРГ (вейленская и риссенская группы), на северо-востоке Нидерландов (риссенская группа), в Северной Бельгии и Нидерландах (группа тьонгер)40. Культура федермессер считается локальным вариантом мадленской и датируется по радиокарбону 9980-9500 гг. до н. э.41

В Дании сходная с гамбургской и аренсбургской культура бромме (названа по поселению Бромме в западной части острова Зеландии) датируется по Си временем около 10 тыс. лет до н. э.42 В предбореальный период растительный и животный мир на севере территории ФРГ изменился, и стоянки аренсбургской культуры исчезли43.

На территории Центральной и Северной Польши известны памятники свидерской культуры (названа по стоянке Свидры Вьельке в 20 км к юго-востоку от Варшавы, раскопки Л. Савицкого в 20-х годах XX в.)44.

Поселения представляли собой временные стоянки на берегах рек, озер, часто на дюнах. В песке дюн костяные орудия не сохраняются, поэтому свидерский инвентарь представлен только кремневыми изделиями: иволистными и черешковыми наконечниками, скребками на пластинах и отщепах, резцами различных форм и т. д.45 Свидерская культура синхронна культурам федермессер и аренсбургской. Свидерские традиции прослеживаются на многих памятниках мезолита Польши. Сходные со свидерскими памятники известны в северо-западной части территории СССР, в Литве и Белоруссии. В Польше свидерская культура представляет начальный этап обширного верхнепалеолитического мазовшанского цикла, включающего выгляндовскую, плудскую, гулинскую и осницкую культуры46.

Ряд мадленских поселений известен в Чехословакии. Одна из наиболее знаменитых - пещера Пекарна (Костелик) близ Брно, в которой среди многочисленных кремневых и костяных орудий найдены также произведения искусства, в том числе костяная пластина с гравированным изображением дерущихся бизонов47.

В Румынии мадленский слой известен в гроте Стынка Рипичени (на правом берегу Прута), нижние слои которого относятся к ориньякскому и солютрейскому времени.

ПРИМЕЧАНИЯ

23. Дата Павлова по С14 - 22 500 лет до н. э. Раскопки ведет Б. Клима. Назад к тексту

24. Acta Archaeologia Hungarica, 9. 1958. стр. 19 cл. Назад к тексту

25. В. Klima. Dolni Vestonice. Praha, 1963; П. И. Борисковский. Очерки по палеолиту Центральной и Юго-Восточной Европы. - Советская археология, XXVII, 1957, стр. 41-42. Раскопки Дольних Вестониц начаты К. Абсолоном в 1924 г., в 1947-1952 гг. велись Б. Климой. Назад к тексту

26. F. Prosek. Mladopaleoliticke obyolvi v Ceskoslovensku. - Pamatky archeologicke. LII, 1962. Назад к тексту

27. П. П. Ефименко. Первобытное общество, стр. 355-359. Назад к тексту

28. Пржедмост, как показали работы К. Абсолона и в особенности стратиграфические исследования послевоенных лет, не является памятником одной эпохи, его территория заселялась неоднократно. См.: К. Zebera, V. Lozek, V. Kneblova, O. Fejfar, M. Mazalek. Bericht uber die II Etappe der Durchforschung des Quartars in Predmosti bei Prerov in Mahren. - Anthropozoikum, 4, 1955. Назад к тексту

29. E. a J. Neustuony. Nastin pravekych dejin Ceskoslovenska. - Sbornik Narodniho Musea v Praze, R. "A", sv. XIV, cis. 3-4, стр. 109-110. Назад к тексту

30. П. И. Борисковский. Очерки по палеолиту..., стр. 54-61. Назад к тексту

31. D. Sonneuille-Bordes. Le paleolithique en Perigord, t. 1-2. Bordeaux, 1960. Пережиточные элементы ориньякской и перигорской культур сохраняются в позднем палеолите также в Англии и Бельгии, но все же с сильным влиянием мадленской культуры. В Англии такая культура получила название крезвелской (Creswellien), в Бельгии встречаются многие черты гамбургской культуры (см. ниже). Назад к тексту

32. Впервые они появляются еще в граветте и позднем ориньяке. Назад к тексту

33. На основании наблюдений за оружием индейцев Северной Америки (XVIII- XIX вв.) установлено, что копье, брошенное рукой, пролетало 30-40 м, а брошенное при помощи копьеметалки - попадало в цель на расстоянии 70-80 м. Стрелы, пущенные из лука, наносили поражение на расстоянии 80-100 м. Из тяжелого индейского лука можно было поразить цель даже на расстоянии 300 шагов. Назад к тексту

34. Впервые появились еще в солютрейской культуре. Назад к тексту

35. Следует оговорить неточность употребляемого здесь термина "кочевали". Кочевой образ жизни возможен только при очень развитых и специализированных формах хозяйства. Первобытные охотники не кочевали, а вели бродячий образ жизни. Назад к тексту

36. В XVIII тысячелетии до н. э. начинается отступление ледника с территории Средней Польши, ГДР, ФРГ и Западной Дании. В XIV тысячелетии до н. э. стали свободными ото льда территории Польши и Южной Литвы. Готским оледенением (около XII тысячелетия до н. э.) представлена последняя фаза вюрмского ледникового периода. Конец плейстоцена в Северо-Западной Европе представлен следующими периодами (таблица 2): См.: К. W. Butzer. Environment... стр. 407. Эти датировки в немногом расходятся с принятыми нами, см. табл. I. Назад к тексту

37. В гамбургской и особенно аренсбургской культурах мы имеем первые убедительные свидетельства о существовании лука. Кроме кремневых наконечников стрел, здесь найдено свыше ста древков для стрел длиной от 20 до 80 см.Назад к тексту

38. A. Rust. Die altsteinzeitliche Rentierjagerlager Meiendorf. Neumunster. 1937; Он же. Vor 20 000 Jahren Rentierjager der Eiszeit. Neumunster, 1962. Назад к тексту

39. Лингби - стоянка на западном берегу острова Зеландия (Дания). Назад к тексту

40. Н. Schwabedissen. Die Federmessergruppen des nordwesteuropaischen Flachlandes. Neumunster, 1954; S. I. De Laet. The Low Countries. London, 1958. Назад к тексту

41. H. Schwabedissen. Das Alter der Federmesser Zivilisation auf Grund neuer naturwissenschaftlichen Untersuchungen. - Eiszeitalter und Gegenwart, Bd. 8, 1957; П. M. Долуханов. Палеогеография мезолита Северной Европы. - В кн.: У истоков древних культур. Эпоха мезолита. М. - Л., 1966, стр. 68-69. Назад к тексту

42. О. Klindt-Jensen. Denmark before the Vikings. London, 1962, стр. 16-19. Назад к тексту

43. Иногда культуры гамбургскую, федермессер и аренсбургскую рассматривают в разделах мезолитических культур, однако это несомненно охотничьи культуры, уходящие своими корнями в палеолит. То же относится к свидерской культуре. Четкую грань между верхним палеолитом и мезолитом мы пока провести не можем. Назад к тексту

44. L. Sawicki. Przemysl swiderski I stanowiska wydmowego Swidry Wielkie I. - Przegad archeologiczny. t. V (1933- 1935). 1936, стр. 1-23; M. Gimbutas. The Prehistory of Eastern Europe. I. Cambndge Mass., 1956, стр. 27-29. Назад к тексту

45. W. Chmiciewski. Civilisations epipaleolithiques en Pologne Centrale. - Bulletin de la Societe des Sciences et de Lettres de Lodz, y. XII. 8, 1961; R. Schild. Paleolit koncowy i schilkowy. - Materialy do prahistorii ziem polskich. Warszawa. 1964, стр. 129-239. Назад к тексту

46. H. H. Турина. К вопросу о позднепалеолитических и мезолитических памятниках Польши и возможности сопоставления с ними памятников Северо-Западной Белоруссии. - В кн.: У истоков древних культур..., стр. 14-34. Назад к тексту

47. L. F. Zotz. Altsteinzeitkunde Mitteleuropas. Stuttgart, 1951. Назад к тексту

 
« -- ПАЛЕОЛИТ --   Искусство и верования в эпоху палеолита »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100