ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы
17.08.2019 г.

Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы

Оглавление
Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Выше было подчеркнуто удивительное сходство памятников культуры линейно-ленточной керамики на огромных территориях ее распространения в Средней Европе. Это не исключает, однако, значительного разнообразия отдельных культур внутри этого единства34. Эти культуры выделяются как по территориальным, так и по хронологическим признакам (пять фаз развития)35. Так, в позднем периоде развития культуры линейно-ленточной керамики выделяется железовская культура, распространенная в Восточной Австрии. Сосуды украшены частыми рядами резных линий, прочерченных поперек продолговатыми чертами, бывают также расписные, покрытые легко смываемой красной или белой краской. Иногда на них есть антропоморфные изображения. Хотя в основном дифференциация культуры линейно-ленточной керамики относится к четвертой-пятой фазам ее развития, уже во второй фазе выделяется область, отличная от западных - "восточнословацкая". Для нее характерны тарелковидные чаши на высоких ножках и грубая керамика, подобная керамике культуры кёреш. Наряду с другими способами орнаментации характерно применение широких желобчатых волнистых линий.

С поздней фазой культуры кёреш совпадает начало развития в Северо-Восточной Венгрии культуры линейно-ленточной керамики альфёльдского типа, которая начинается от Мароша и вдоль Тисы достигает Восточной Словакии36. На многих сотнях поселений найдены остатки ям и землянок, остатки глинобитных стен. Для керамики характерны почти четырехугольные горшки, бомбовидные сосуды и миски на высокой ножке. Орнаментированы сосуды волнистыми или меандровыми линиями, иногда окрашены в красный цвет.

Позже культура альфёльд сменяется культурой бюкка (буковогорской), распространенной вдоль Верхней Тисы в горах Бюкка в Северной Венгрии и в Восточной Словакии. Некоторые поселения этой культуры многослойны, другие однослойны. В качестве убежища от зимних холодов использовались пещеры. Жилищами служили углубленные в землю небольшие четырехугольные дома. Характерны очень тонкостенные глиняные сосуды, миски, бомбовидные сосуды, бутылкообразные сосуды со сливным носиком. В основе орнаментации лежит система спиралей, нанесенных тонкими углубленными линиями. Встречаются условные изображения человеческого лица или даже целых фигур. Нередка белая, желтая или красная инкрустация. Помимо серой посуды изготовлялись также сосуды пурпурно-красного цвета с черной росписью в виде спиралей, нанесенных до обжига. Экономика культуры бюкка основывалась на сельском хозяйстве в сочетании с охотой и ловлей рыбы37.

Сосуд культуры бюкка


Сосуд культуры бюкка

Культура бюкка современна железовской, развивавшейся к западу от нее. В то же время в бассейне Тисы развивалась культура тисы, специально приспособленная, как полагал Чайлд, к эксплуатации рыбных богатств Тисы и ее притоков и охоте на многочисленную дичь в ее бассейне38. Однако основные средства существования людям культуры тисы, так же как и в других неолитических обществах Юго-Восточной Европы, давало земледелие и скотоводство. Поселения располагались на берегах рек. На юге это были долговременные поселения с прямоугольными жилищами, на севере - кратковременные, с жилищами-землянками. Зерно хранили в больших глиняных кувшинах или в прямоугольных сосудах. Встречаются также чаши на ножках, цилиндрические сосуды, кувшины, миски. Посуда украшена разноцветной (белой, красной, желтой) росписью. Характерны каменные выпуклые с одной стороны тесла, молоты, топоры из рога. Рыбаки пользовались гарпунами из оленьего рога и сетями, снабженными костяными кольцами39.

Керамика культуры бюкка проникла в отдельных случаях в Моравию, Южную Польшу40 (83) и Закарпатье41. Тщательно сделанные сосуды украшены резным, рисованным и инкрустированным орнаментом и относятся к четвертой-пятой фазам развития линейно-ленточной керамики. Эти фазы развития совпадают с периодом существования накольчатой керамики, распространенной в Моравии, ФРГ и ГДР. Сосуды все еще имеют круглое дно, но украшены зигзаговидными узорами из лент, образованных не сплошными линиями, а рядами отдельных углублений, нанесенных уколами острого орудия в мягкую глину. В юго-восточных районах распространения этой керамики встречаются зооморфные сосуды и зооморфные орнаменты, а также белая инкрустация.

В отличие от носителей культуры линейно-ленточной керамики люди, изготовлявшие сосуды с накольчатым (штриховым) орнаментом, занимались, наряду с земледелием и скотоводством, охотой, используя для этого стрелы с наконечниками, ведущими свое происхождение от тарденуазских образцов. Вероятно, культура накольчатой керамики возникла из слияния культуры линейно-ленточной керамики с более примитивными культурами местных племен, находившихся еще на стадии мезолита и живших в гористых областях между Дунаем и Рейном и в Тюрингии, в долинах рек Североевропейской равнины и на песчаных дюнах Польши42.

В период существования культуры накольчато-ленточной керамики намечаются многочисленные локальные ее варианты. В ФРГ и ГДР это хинкельштейнская, ниерштейнско-гейдельбергская и рессенская культуры. Рессенская культура (названа по могильнику Рессен близ Мерзебурга, ГДР) была распространена в середине IV - начале III тысячелетия до н. э. на территории ГДР и ФРГ, отчасти в Чехии. Известна преимущественно по могильникам со скорченными погребениями и богатым инвентарем. В могилах найдены многочисленные сосуды, каменные топоры, кремневые орудия, украшения из мрамора, кости и рога. Сравнительно часто встречается оружие наконечники стрел с поперечным лезвием и с выемчатым основанием, дисковидные булавы и проушные топоры из оленьего рога. Рессенская керамика представлена сосудами полушаровидной или шаровидной формы с кольцевыми поддонами или плоским дном. Орнамент состоит из узоров, подражающих корзиночному плетению, выполненных глубоким тиснением и иногда заполненных белой пастой43. Люди рессенской культуры начали укреплять свои поселения. Жилища подобны домам культуры линейно-ленточной керамики, но значительно меньших размеров.

Рёссенская керамика. Сосуды с плоским дном


Рёссенская керамика. Сосуды с плоским дном

В то время как на севере Карпатской котловины достигло высшего уровня развитие культур линейно-ленточной керамики, в южной ее части возникла лендельская (ленгиельская, венг. - Lengyel) культура, возможно, связанная происхождением с культурой винча44. Позже лендельская культура распространилась к северу от Дуная сначала в Юго-Западной Словакии, Нижней Австрии и Южной Моравии, потом проникла в Южную Польшу, а также в Чехию и на территорию ГДР. Вариант лендельской культуры, распространенный в Южной Моравии и Юго-Западной Словакии, носит название культуры моравско-словацкой расписной керамики. На северном и западном краях Средней Европы с лендельской культурой соседствовали племена с поздней накольчато-ленточной керамикой. За ними к северу и западу жило население на стадии мезолита. Датируется лендельская культура 2600-2100 гг. до н.э. Высший уровень развития культуры отмечен разнообразием керамических форм, для украшения сосудов использовались красные, желтые, а позже также белые краски45. В начальной и конечной фазах развития лендельской культуры, кроме росписи, применяли резной орнамент (грубые борозды, проведенные в толстом слое ангоба).

Лендельская культура. Чехия


Лендельская культура. Чехия

Орудия каменные - оббитые и полированные, много костяных. Уже вырабатывались мелкие предметы из меди, но не было еще медных орудий труда. О развитии текстильного производства свидетельствует множество пряслиц, найденных на поселениях.

Лендельская культура. Чехия

Поселения располагались на восточных склонах лессовых возвышенностей. Иногда их окружали рвами. Через них вели переходы, перед которыми стояли выносные деревянные ворота. Дома были столбовыми, прямоугольными, с двускатной крышей. Они известны не только по результатам раскопок, но и по керамической модели из Стжелиц у г.Зноймо46. Культовые предметы представлены антропоморфными и зооморфными сосудами, звериными и человеческими фигурами из керамики. Статуэтки размером 15-20 см (иногда до 35 см) чаще всего представляют стоящих или сидящих женщин. Количество фигурок, найденных на лендельских поселениях, необычайно велико. Сравнительно мало по отношению к поселениям найдено погребений со скорченными и лежащими на боку скелетами или с трупосожжениями.



Вариантом лендельской культуры, распространенным в Чехии, Польше и части ГДР, является иордансмюльская культура (по могильнику близ Iordansmuhl, теперь Иорданов Шлёнский в Польше, южнее Вроцлава)47. Керамика по форме близка к моравской расписной, но чаще всего без росписи, значительно количество новых по форме сосудов - одно- и двуручных кувшинов и чаш на ножке. Погребальный обряд - главным образом трупоположение, изредка трупосожжение. В погребальном инвентаре встречаются медные предметы (небольшие спирали, привески)48. Поселения до сих пор изучены мало, кроме Бжеца-Куявского (Польша), где открыты следы домов на большом поселении49. Это большие дома (от 15 до 39 м в длину) трапециевидной формы - один конец значительно шире другого. Стены состояли из вертикальных столбов, врытых в землю на 2 м и стоящих вплотную друг к другу. Пространство между столбами было заполнено глиной. Вероятно, эти дома служили не только жилищем для большой семьи, а также амбарами и сараями для домашнего скота.

Одни ученые относят Иордансмюль и Бжец-Куявский к единой культуре, другие выделяют Бжец-Куявскую группу, так как хронологически только поздняя фаза Бжеца-Куявского совпадает с Иордансмюлем, а ранняя синхронна моравской расписной керамике.

Тисапольгарская культура (названа по большому могильнику Tiszapolgar-Basatanya к северо-востоку от г. Мишкольца в Венгрии) распространена в области Тисы, в Венгрии на восток от Дуная, а также в Трансильвании и восточной части Словакии. По-видимому, на главное место в экономике выдвинулось скотоводство. В отличие от современной ей лендельской культуры в тисапольгарской не встречается расписная керамика. Формы посуды: кубок с одной или двумя ручками, кувшины, украшенные небольшими бугорками, большие горшки для хранения продуктов с округлым брюшком и цилиндрической шейкой, сосуды на высокой полой ножке и высокие сосуды грушевидной формы с конической шейкой. Эта керамика, как правило, неорнаментирована, но иногда встречается глазковый орнамент в виде линий или геометрических фигур, совсем уж редко попадается резной меандровый орнамент. Много орудий, сделанных из кремня (особенно типичны длинные ножи-пластины) и твердых пород камня (например, топоры с вертикально просверленными отверстиями для рукояток), а также из костей и рогов оленя. Медь встречается редко и только в виде украшений (бусы, спиральные кольца, браслеты). Спектральный анализ показал, что медные изделия изготовлены из руд, происходящих из Юго-Восточной Европы, и, по-видимому, являются предметом импорта.

ПРИМЕЧАНИЯ:

34. Следует отметить, что исследователи неолита Европы еще более небрежны, чем другие археологи, в употреблении терминов "культура", "группа", "тип". Не давая обоснования терминологических различий, они иногда для одного и того же понятия употребляют разные термины. Так, например, Ф. Томпа говорит о группе "ленточной керамики", внутри которой он отличает три культуры: "линейно-ленточной керамики", "бюкка" и "тиса" (F. Tompa. 25 Jahre Urgeschichtsforschung in Ungarn. - Bericht der Rom. -Germ. Komm., 24-25, 1934-1935, стр. 27-127). В то же время он говорит о "группе кёреш" (Там же, стр. 46), хотя явно по им же предложенной терминологии речь должна идти о культуре, а не о "группе". Я применяю термин "культурная область" для группы сходных культур. Употребляя термин "тип", я имею в виду различие типов керамики в пределах сходных культур при сходстве других элементов культуры. Назад к тексту

35. Пять фаз развития культуры линейно-ленточной керамики выделены Е. Неуступным, дополнившим и уточнившим классификацию Б. Соудского. См.: E. L. Neustupny. К relativni chronologii volutove keramiki, стр. 400, 406; Chronologie prehistorique de la Tchecoslovaquie. Prague, 1956. Назад к тексту

36. Альфёльд - восточная, самая низкая часть Среднедунайской низменности. N. Kalicz. Dieux d'argile. L'age de pierre et du cuivre en Hongrie. Budapest, 1970. Назад к тексту

37. F. Tompa. 25 Jahre Urgeschichtsforschung in Ungarn. Назад к тексту

38. Г. Чайлд. У истоков европейской цивилизации, стр. 150 cл. Назад к тексту

39. F. Tompa. Die Bandkeramik in Ungarn. - Archaeologia Hungarica, V-VI, 1929; N. Kalicz. Siedlungsgeschichtliche Probleme der Koros- und der Theiss-Kultur. - Acta Universitatis de Attila Joszef nominatae, VIII. Szeged, 1965. Следует указать, что термин "культура тисы" теперь употребляется нами для обозначения одного из поздних вариантов культуры линейно-ленточной керамики, распространенного главным образом в Юго-Восточной Венгрии. Однако Чайлд, Томпа и Буттлер применяли этот термин более широко, объединяя культуры лендель, моравской расписной керамики и другие, известные также под названием дунайских культур второго периода. Назад к тексту

40. В Польше намечаются некоторые локальные группы культуры линейно-ленточной керамики: по Одре и в низовьях Вислы, на юге по р. Сану. См.: J. Kostrzewski. Wielkopolska w pradziejach. Wroclaw, 1955; Z. Podkowinska. Osada neolityczna kultury starszej ceramici wstegowej (rytej) w Jurkowicach, pow. Opatowski - Archeologia Polski, III, 1, 1953. Назад к тексту

41. Подробный обзор культуры линейно-ленточной керамики на территории Румынии сделан в работе Е. Комши (Е. Comsa. Betrachtungen uber die Linearbandkeramik auf dem Gebiet der Rumanischen Volksrepublik und der angrenzenden Lander. - Dacia, N. S., III, 1959). Назад к тексту

42. Г. Чайлд. У истоков европейской цивилизации, стр. 155. Назад к тексту

43. А. Stroh. Die Rossener Kultur in Sudwestdeutschland. - Rom. -Germ. Komm., Bericht, 28, 1938; U. Fischer. Die Graber der Steinzeit im Saalegebiet. Berlin, 1956. Назад к тексту

44. E. a J. Neustupny. Nastin pravekych dejin Ceskoslovenska. Praha. 1960, стр. 192. Назад к тексту

45. Иногда встречается роспись белой краской по поверхности красной лощеной керамики, иногда же красные сосуды покрыты белым ангобом и украшены красным узором, нанесенным до лощения и обжига. Назад к тексту

46. J. Neustupny. Pravek lidstva. Praha, 1946.Назад к тексту

47. M. Гимбутас считает иордансмюльскую культуру продолжением лендельской и начало ее датирует 2000 г. до н. э. (М. Gimbutas. The Prehistory of Eastern Europe, I. Cambridge Mass., 1956, стр. 120). Назад к тексту

48. В. Novotny. Obzor praehistoricky, t. XIV. Praha, 1955; J. Driehaus, H. Behrens. Stand und Aufgaben der Erforschung des Jungneolithikums in Mitteleuropa. - В кн.: L'Europe a la fin..., стр. 263. Назад к тексту

49. K. Jazdzewski. Cmentarzyska kultury ceramiki wstegowej i zwiazane z nimi slady osadnictwa w Brzesciu Kujawskim. - Wiadomosci archeologiczne, XV, 1938, стр. 1-105. Назад к тексту



 
« Общая характеристика неолита. Неолит в Европе   Неолит и энеолит Западного Средиземноморья »

Источники:
"Археология Западной Европы. Каменный век" Монгайт А.Л.

"В поисках исчезнувших цивилизаций", Амальрик А.С., Монгайт А.Л.

Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100