ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы
18.08.2019 г.

Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы

Оглавление
Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Прямым продолжением, как бы второй фазой тисапольгарской культуры является бодрогкерестурская культура, распространенная восточнее Среднего Дуная от Венгрии до Баната и названная по могильнику в Северо-Восточной Венгрии (Bodrogkeresztur)50. Мужчины похоронены скорченными на правом боку, женщины - на левом. В могильном инвентаре у мужчин главным образом кремневые ножи, у женщин - ожерелья из бус (часто дисковидных и цилиндрических, мраморных), золотые украшения. Медь представлена многочисленными находками - ромбовидными ножами-кинжалами, шильями, плоскими клиновидными топорами (теслами) и боевыми топорами, - по-видимому, не импортными, а изготовленными из местных руд. В керамике главные формы - кубок на высоком поддоне, кувшины с расширяющимся горлом и четырьмя ручками и шаровидные пиксиды, закрывающиеся крышками. Открыто много могильников, но поселения почти не изучены.

Энеолитическая баденская культура была распространена по Среднему и Верхнему Дунаю, в Чехословакии и в верховьях Вислы. Она названа по поселению Баден51 близ Вены и датируется III тысячелетием до н.э. В Венгрии ее называют печельской, а в Чехословакии - культурой каннелированной керамики52. К тому же кругу культур относятся культура коцофени на западе Румынии и культура радиальной керамики в Польше.

Люди баденской культуры жили в укрепленных поселениях на вершинах холмов или на высоких речных террасах. Они занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Была уже приручена и лошадь. Глиняные катушки свидетельствуют о текстильном производстве. Треугольные кремневые наконечники стрел, каменные топоры-мотыги, каменные боевые топоры, костяные или роговые шилья и резцы составляют основные формы орудий, встречающиеся в баденской культуре. Из керамики типичны глиняные миски с внутренними перегородками, черпаки, сосуды с ручками выше горла, иногда с проделанными в стенке отверстиями для подвешивания. Орнамент состоит из каннелюр или заполненных точками лент, иногда по внутреннему краю сосуд украшен гребешком В Чехии и Моравии встречаются бутылеобразные сосуды с узким горлышком. Погребальный обряд различен в разных областях: в Югославии - скорченные трупоположения, в Венгрии и Чехословакии - могилы с трупосожжениями, захороненными в урнах. В некоторых погребениях найдены медные вещи, но в целом памятники этой культуры очень бедны металлом. Культовые предметы представлены очень схематичными фигурками, на голове некоторых из них имеются рога. Встречаются также зооморфные фигурки и керамические барабаны, очевидно, служившие каким-то культовым целям.

На поселении баденско-печельской культуры Будакалаш в Северо-Западной Венгрии найдена глиняная модель телеги со сплошными (без спиц) колесами53. Эта находка, а также некоторое сходство керамики указывают на связи между баденской культурой и ямной культурой в Северном Причерноморье.

Среди неолитических культур Юго-Восточной Европы следует отметить культуру боян (Воіаn), распространенную на территории Румынии, Болгарии и др. в V тысячелетии до н.э. (названа по поселению на озере Боян в Румынии). Культуру боян исследователи разделили на пять фаз развития. Во время двух первых фаз общины культуры боян селились на низких террасах или в поймах рек, позднее остатки их поселений представлены теллями, а также поселениями на мысах, иногда защищенными рвом Жилищами служили землянки и наземные дома со стенами из дерева и глины. Начинают употребляться каменные топоры со сверленым отверстием для насадки на рукоятку, "колодкообразные" топоры уступают место трапециевидным. В небольшом количестве появляются изделия из меди. Типичными по формам керамическими изделиями являются цилиндрические вазы на цилиндрическом полом поддоне, большие биконические кувшины и грушевидные сосуды Чайлд справедливо полагает, судя по форме и орнаменту, что эти сосуды созданы под влиянием деревянных образцов54. Характерна черная и серая лощеная керамика с вырезным орнаментом, часто заполненным белой пастой. Орнамент - текстильный, меандр и спираль На поздних фазах большую роль играет каннелированный орнамент, появляется белая и графитная роспись. Встречаются антропоморфные и зооморфные глиняные статуэтки55. Предшественницей культуры боян, как можно предположить, была культура винча, а культура гумельница перекрывает слои культуры боян.

В Добрудже почти на протяжении всего неолита существовала одна культура - хаманджия56. Неукрепленные поселения расположены на нижних террасах долин рек, озер и на берегу моря, а иногда в пещерах. Жилищем служили хижины и глинобитные полуземлянки. На первых фазах развития культуры (совпадающих с культурой старчево-криш) значительную роль играли охота и рыбная ловля, постепенно уступившие первое место земледелию и скотоводству. В орудиях труда сильна мезолитическая традиция. Среди микролитов сохраняется большое количество пережиточных тарденуазских форм. Топоры прямоугольные и трапециевидные, изготовленные из твердых сортов камня, шлифованные. Пока не найдены сверленые. Употребление меди только началось. Керамика двух видов - примитивная, украшенная барботинным орнаментом, и тонкостенная, покрытая черно-коричневым лощением. На некоторых сосудах орнамент покрывает весь корпус и состоит из многорядных точек и углублений, инкрустированных белой пастой. Замечательна антропоморфная пластика, шедевром которой являются мужская и женская статуэтки, найденные в могильнике Чернавода ("мыслитель" и "мыслящая"). Помимо глиняных, есть и мраморные статуэтки. Люди культуры хаманджия хоронили своих покойников в больших (иногда до 400 могил) могильниках. Хаманджия по ряду признаков связана со средиземноморскими культурами.

Гумельница (Gumelnita) - культура первой половины IV - начала III тысячелетия до н. э., распространенная в Северной и Юго-Восточной Болгарии, Валахии и Добрудже57. Это уже типичная энеолитическая культура Большинство поселений расположено на мысах, но есть и на островах, и в поймах рек. Найдены телли58. Многие поселения окружены оборонительными рвами. Жилищами служили наземные прямоугольные дома с несколькими помещениями внутри, со стенами из плетня, обмазанными глиной. Орудия труда изготовлены главным образом из камня. Это длинные ножевидные лезвия, наконечники стрел, скребки, резцы, большие, оббитые с двух сторон прямоугольные или трапециевидные топоры, просверленные и полированные молотки и топоры. Часть орудий изготовлена из кости и рога. Из меди сделаны плоские топоры, тесла, шилья, булавки со спиральной и лопатообразной головкой В изготовлении керамики продолжались традиции культуры боян. Серо-желтая грубая кухонная посуда украшена налепными валиками с ямками и врезными линиями. Столовую посуду вначале расписывали графитом и красной краской, в конце культуры стала преобладать полированная поверхность. Найдено много женских скульптурных изображений из кости, глины и мрамора и антропоморфные сосуды. Умерших хоронили скорченными на левом боку в могильниках, состоящих из десятков погребений, или в отдельных могилах, расположенных среди жилищ на поселениях. Основным занятием населения были земледелие и скотоводство.

Вариантом культуры гумельница является культура сэлькуца (Salcuta), распространенная в Олтении и северо-западной части Мунтении. В Болгарии та же культура представлена слоями типа Караново V и VI и поселения Криводол.

К этой группе энеолитических культур примыкает восточносербская культура бубани-хум59. Поселения находят на высоких береговых террасах или на труднодоступных возвышенностях. Они не имеют созданных человеком укреплений. Жилищами служили прямоугольные постройки (6,5 x 5,5 м) срубной или (меньших размеров) столбовой конструкции. Керамика нижнего слоя представлена двуручными кубками, тарелками с утолщенным краем, чашами - коническими с цилиндрическим горлом и др. Ее поверхность заглажена, частично даже полирована, цвет коричневый, серый или черный, орнамент из перпендикулярных борозд, а позже расписной. Другую группу керамики составляют толстостенные плохообожженные сосуды со слегка заглаженной поверхностью. В верхнем слое встречается керамика с процарапанным и пунктирным орнаментом. Металлических вещей найдено очень мало. Погребальный обряд неизвестен.

Культура бубани-хум развилась на местной неолитической основе под сильным воздействием эгейско-малоазийской области. Ее начальный этап связан с культурами, находящимися в соседних северных и северо-восточных областях. Она датируется концом IV - серединой II тысячелетия до н. э. и, таким образом, переходит уже в ранний период бронзового века.

В лесостепной зоне Украины и в Румынии была распространена трипольская культура расписной керамики Происхождение этой культуры неясно. Долгое время ее считали прямым продолжением культуры линейно-ленточной керамики. Однако новейшие открытия показали, что среднеевропейская неолитическая группа племен не играла большой роли в сложении трипольской культуры60. Т.С.Пассек считает, что трипольская культура сложилась на местной основе под влиянием некоторых других неолитических культур. В частности, большую роль в формировании трипольской культуры на территории Румынии сыграла культура боян. В Восточной Трансильвании и Молдове однотипные с трипольскими памятники называются культурой кукутени61. Датируются они концом IV - началом II тысячелетия до н.э. Поселения носителей культуры кукутени были расположены вблизи источников воды, вначале в поймах рек, а позже на террасах, мысах. Некоторые из них имели оборонительные рвы (иногда два). Жилища - прямоугольные большие дома, построенные из глины и дерева. Только на поселении Кукутени, давшем название всей культуре, в строительстве использован камень - известняк, из которого сложены основания домов62. Дома состояли из нескольких помещений, часть которых служила для жилья, а остальные - кладовыми для запасов. В каждой комнате находились печь, крупные сосуды для хранения зерна, зернотерки; в глубине комнаты - глиняный жертвенник с расставленными на нем статуэтками женских божеств. В каждом доме, по-видимому, обитало несколько семейных пар. Сам же поселок был объединением родственных семей. Планировка поселков различна: жилища расположены рядами, группами, концентрическими кругами.

Кремневые орудия - скребки, ножевидные пластины - сравнительно немногочисленны; изготовлялись каменные прямоугольные топоры, шлифованные и сверленые. Для изготовления орудий труда применяли также рог и кость. Из меди делали двулезвийные и плоские топоры, кинжалы, рыболовные крючки, шилья, украшения.

Наиболее ярким элементом культуры является расписная керамика. Однако на раннем этапе развития роспись почти не применялась. Грубая кухонная посуда украшена барботином, ямками, защипами и т.п. Тонкостенная столовая посуда орнаментирована лощением и каннелюрами. Часть посуды имела врезной орнамент и была инкрустирована белой пастой. Позже врезной орнамент сочетался с росписью белыми и красными красками.

В период наивысшего расцвета культуры керамика была расписана красной, белой и черной красками. Орнамент представляет собой меандр, спираль63, круги, иногда изображения людей или животных. В нижнем слое Кукутени (А) - преобладает спиральная трехцветная роспись. Слой Кукутени В характеризуется керамикой с одноцветной (черной) росписью по оранжево-желтой поверхности.

Найдено множество глиняных женских статуэток, иногда богато орнаментированных (в Кукутени В - с черной росписью), и статуэток домашних животных, особенно быка.

Важнейшие памятники культуры кукутени, исследованные в Румынии, - Извоар64, Траян, Хабашешти65, Трушешти и др. Несколько особняком стоит укрепленное поселение Ариушд (Ariusd) в Олтении, расписная керамика которого не идентична, но близка к керамике культуры кукутени (фазы А, А-В, В). Верхний слой Ариушда относится уже к бронзовому веку66.

Хозяйство и общественная структура трипольских племен хорошо изучены советскими исследователями Т. С. Пассек, Е. Ю. Кричевским и С. Н. Бибиковым67. Картина, обнаруженная румынскими учеными, свидетельствует об удивительном единообразии культур расписной керамики от Днепра до Трансильвании. Оседлые земледельцы и скотоводы (возделывались пшеница, ячмень; разводились крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи) - носители трипольской культуры занимались также охотой и рыболовством. Вероятно, у них господствовал матриархально-родовой строй. На поздних этапах развития замечается возрастающее значение скотоводства, приведшее к коренному изменению в системе хозяйства. К дальнейшей судьбе трипольских племен мы вернемся ниже.

Многие исследователи связывают поздненеолитические культуры Балканского полуострова с проблемой индоевропеизации и считают, что проникновение индоевропейцев или элементов их культуры происходило из южнорусских степей. Для таких утверждений находят некоторые основания в данных языкознания.

ПРИМЕЧАНИЯ:

50. F. Tompa. 25 Jahre Urgeschichtsforschung in Ungarn, стр. 51-59; Conference archeologique de l'Academie hongroise. Budapest, 1955, стр. 65 cл. Начало бодрогкерестурской культуры относится к 2200 г. до н. э., а ее расцвет к XXI в. до н. э. (Acta Archaeologia Hungarica, IX, 1958, стр. 180 cл. ). Назад к тексту

51. G. Galliano. Prahistorische Funde in der Umgebung von Baden. Wien, 1894. Назад к тексту

52. M. Гарашанин объединяет памятники баденской культуры, найденные в Сербии, в костолачскую культуру (по поселению, раскопанному у с. Kostolac в Восточной Сербии). Некоторое своеобразие костолачской керамики позволяет считать памятники этой группы местным вариантом баденской культуры. Назад к тексту

53. J. Banner. Die Peceler Kultur. - Archaeologia Hungarica, XXXV, 1956. Назад к тексту

54. Г. Чайлд. У истоков европейской цивилизации, стр. 179. Назад к тексту

55. D. Berciu. Contributii la problemele neoliticului in Romania. - В кн..: Contribution a l'etude des problemes du neolithique de Roumanie a la lumiere de nouvelles recherches. Bucuresti, 961; E. Comsa. Quelques donnees relatives a Ja periodisation et a l'evolution de la civilisation de Boian. - Dacia, N. S., I, 1957. Назад к тексту

56. Культура хаманджия (Hamangia) названа по поселению в Добрудже (современная Байа). Открыта в 1952 г. См.: D. Berciu. Une nouvelle civilisation neolithique recemment decouverte en Roumanie. - Nouvelles etudes d'histoire. Bucarest, 1955. Назад к тексту

57. Названа по стоянке на Дунае, раскопанной в 1925 г. См.: V. Dumitrescu. Fouilles de Gumelnita. - Dacia, II, 1925. Назад к тексту

58. На некоторых теллях (например, Тангыру у г.Джурджу) наблюдается непосредственный переход от культуры боян к культуре гумельница. Назад к тексту

59. Названа так по важнейшим памятникам - многослойным поселениям Bubanj u Velika Humska Cuka близ Ниша (M. V. Carasanin. Neolithikum und Bronzezeit in Serbien und Makedonien. - Bericht der Rom.-Germ. Komm., 39, 1958, стр. 53-66). Периодизация культуры бубани-хум дана M. Гарашаниным в работе: Der Ubergang fom Neolithikum zur fruhen Bronzezeit auf dem Balkan und auf der unteren Donau. - В кн.: L'Europe a la fin.., стр. 16-21. Назад к тексту

60. Т. С. Пассек и E. К. Черныш. Памятники культуры линейно-ленточной керамики на территории СССР, стр. 39. Назад к тексту

61. Кукутени (Cucuteni) - местонахождение на севере Молдовы, в 60 км к северо-востоку от Ясс; раскопки велись в 1885-1888, 1909-1910, 1932, 1961-1963 гг. См.: Н.Schmidt. Cucuteni. Berlin, 1932; Atti del VI Congresso internazionale delle Scienze Preistoriche e Protostoriche. Roma, 1962.Назад к тексту

62. Кроме наземных глинобитных жилищ, в трипольской культуре известны и землянки, но в Румынии встречены только наземные дома. Назад к тексту

63. Часто спиральный орнамент нанесен углубленными полосами, образующими ленты. По этому признаку иногда трипольскую культуру называют "культурой спирально-ленточной керамики". Назад к тексту

64. R.Vulpe. Izvoare: Sapaturile din 1936-1938. Bucuresti, 1957. Назад к тексту

65. V.Dumitrescu. Habasesti. Bucuresti, 1954. Назад к тексту

66. Г.Чайлд относил Ариушд и сходные с ним (но почти не раскапывавшиеся) поселения к особой олтенской культуре (The Danube in Prehistory. Oxford, 1929, стр. 98-204; Он же. У истоков европейской цивилизации, стр. 190-195). Новейшие стратиграфические и типологические исследования показали сходство фаз развития культуры ариушда с кукутени А, В. См.: Z. Szekely. Contribution a la connaissance du developpement du neolithique dans le sud-est de la Transilvanie. - VI Congres international des Sciences Prehistoriques et Protohistoriques. Roma, 1962. Назад к тексту

67. См.: T.С.Пассек. Периодизация трипольских поселений. М. - Л., 1949; Она же. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья. М., 1961; С.Н.Бибиков. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре. М. - Л., 1953. Назад к тексту



 
« Общая характеристика неолита. Неолит в Европе   Неолит и энеолит Западного Средиземноморья »

Источники:
"Археология Западной Европы. Каменный век" Монгайт А.Л.

"В поисках исчезнувших цивилизаций", Амальрик А.С., Монгайт А.Л.

Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100