ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> Восточногальштатская область. Иллирийцы
23.02.2018 г.

Восточногальштатская область. Иллирийцы

Оглавление
Восточногальштатская область. Иллирийцы
Страница 2
Страница 3

Восточногальштатская область, достигающая Карпатской котловины (а ее юго-восточная ветвь доходит до Боснии и Албании), отличалась от западной многими специфическими чертами. В пределах восточной области гальштатская культура более разнообразна в своих вариантах, и это позволяет выделить несколько археологических культур.

На территории Словении, Каринтии и Штирии была распространена восточноальпийская гальштатская культура1. Керамика этой области, кроме обычных гальштатских сосудов с коническим горлом и отогнутым венчиком, представлена сосудами с очень высоким горлом, составляющим иногда 3/4 высоты всего сосуда. Много глиняных ситул, биконических урн, мисок с высокими ручками. Эти миски орнаментированы простыми бороздами (горизонтальными на плечиках и вертикальными на брюшке). Встречается великолепно расписанная или украшенная пластическими придатками керамика. Амфоровидные сосуды снабжены налепленными на шейку маленькими сосудиками (сосуд из Рабенсбурга, Нижняя Австрия, имеет десять таких дополнительных урн), иногда на шейке и на краю сосуда помещены маленькие глиняные фигурки животных, людей, всадников. Сдвоенные («двухэтажные») амфоры покрыты богатым пластическим орнаментом. Встречаются зооморфные сосуды или керамика с аппликацией в виде бычьих голов.

Множество керамики с пластическими украшениями найдено на поселении Календерберг (у Мадлинга в Нижней Австрии). Поэтому и появился термин «календербергская культура». Однако, вероятно, в Календерберге было всего лишь большое керамическое производство, откуда широко распространялись своеобразные изделия. Среди них множество луновидных символических фигурок. Это скамьевидные изображения с высоко поднятыми краями, вследствие чего они приобретают вид лунного серпа. Края украшены изображениями голов или протом зверей. Величина их колеблется от небольших до огромных — 0,5 м высотой. Иногда они сделаны из металла. Назначение их неясно. Думали, что это подставки под голову или изображения луны. Вероятнее всего, это не связанные с лунным культом жертвенники.

В описываемой культуре, как и в других той же эпохи, видны явные признаки общественной дифференциации. Наряду с плоскими могильниками с трупосожжениями известны огромные курганные насыпи, часто с трупоположениями, с просторной, построенной из дерева погребальной камерой и с богатым инвентарем. Наиболее известны Стична и Магдаленьска Гора в Словении и Гемайнлебарн и Кресдорф в Австрии.

В Гемайнлебарне в кургане диаметром 25 м была открыта деревянная погребальная камера размерами 4,3 X 2,95 м и высотой 1,5 м. Это был бревенчатый сруб из шести-семи венцов с деревянной крышей, опиравшейся на стены и на шесть средних столбов. Самой замечательной находкой был амфоровидный глиняный сосуд, на плечиках которого помещены глиняные всадник, олени, женщины, несущие сосуды и танцующие, а по венчику расставлены маленькие бронзовые птички.

Другой тип представляют курганы с трупосожжениями в Словении.

Здесь встречаются курганы удлиненной формы. Магдаленьска Гора достигала в высоту 7 м, в длину 45 м и в ширину 30 м. Под курганом находилось 173 погребения.

Восточноальпийская гальштатская область знаменита некоторыми типами металлических изделий и в особенности изделиями из листовой бронзы2. Здесь производились пластины для портупеи из бронзы с геометрическим орнаментом, выполненным штамповкой, ножны для мечей и кинжалов с таким же орнаментом и замечательные ситулы, чаще всего без орнамента, но иногда с изобразительным фризом, выполненным тиснением и гравировкой. Изображали животных, грифонов, людей в длинном платье и широких шляпах, иногда целые сцены пира, кулачного боя и т. п. Такова знаменитая бронзовая ситула из Вача (близ Любляны, Югославия), датированная IV в. до н.э. Она сделана из двух склепанных листов бронзы. Ее высота 23,8 см. На верхнем фигурном фризе изображены погонщики лошадей, всадники, повозки; на среднем фризе — сцена праздника (два человека у котла на ножке, сидящие на троне мужчины, пьющие и играющие на музыкальных инструментах, кулачные бойцы и зрители); на нижнем фризе — звери, хищники, олени, горные козлы3. Другая известная ситула происходит из Куфферна (Куффарна) близ Штатцендорфа в Нижней Австрии. На ней тоже изображены всадники, бойцы, скачки и т. п. Эта ситула датируется IV в. до н.э. и относится уже к латенскому времени, но она была местным изделием, традиции изготовления которых восходят в гальштатскую эпоху. Своеобразные местные изделия представляют крышки от ситул с тисненым орнаментом и иногда с подвесками на цепочках по краям. Вообще цепочки с плоскими «шумящими» подвесками очень распространены. Кроме крышек сосудов, они встречаются на фибулах, пряжках, конской сбруе и др. Это типичная восточногальштатская мода. Фибулы чаще всего бывают очковидные, смычковидные, с двойной спиралью.

Оружие представлено мечами с антенной, топорами с крыловидными закраинами, клиновидными топорами с небольшими выступами («ручками») в месте крепления рукояти, железными наконечниками копий (ланцетовидными, с ребром посредине, втульчатыми), треугольными наконечниками стрел, изогнутыми («пламевидными») железными ножами.

Среди импортных изделий встречаются бронзовые панцири, шлемы и др. Большинство этих вещей происходит из шести курганов у Клайнклайна (Штейрмарк, Австрия), с погребениями воинов, которые, может быть, погибли в одном бою. Здесь найдены три панциря греческого происхождения, бронзовый шлем с двойным гребнем и широкими полями (кромкой), бронзовая маска и две вырезанные из тонкой бронзы вотивные руки, огромное количество бронзовой посуды разных форм (в том числе ситулы и цисты с изобразительными и орнаментальными фризами). Сходные маска и руки (здесь из золота) найдены в погребении у Требениште (на Охридском озере) в украшенном рельефными изображениями греческом сосуде. Однако, если среди этих находок отдельные предметы несомненно греческого происхождения и попали сюда как военный трофей или были приобретены у греческих торговцев, то часть вещей сделана местными мастерами. Об этом, в частности, свидетельствует характерная техника штампованного и тисненого орнамента.

 

ПРИМЕЧАНИЯ: 

1 Я не описываю более мелкие подразделения культур на группы, введенные учеными разных стран. Так, Р. Питтиони для Восточной Австрии выделил типы: Штатцендорф-Гемайнлебарн (в центре Нижней Австрии и Северном Бургенланде), Бернгардшталь (на севере Нижней Австрии), Виес (в Штирии) и Фрог (в Каринтии). См.: R. Pittioni. Urgeschichte des Osterreichischen Raumes..., стр. 537 сл. О. Менгин первую из названных групп описал под названием календербергской культуры. См.: О. Menghin. Urgeschichte Niederosterreiches. Wien, 1928. Назад к тексту

2 A. Stipecevic. О umjetnosti starih ilira — Republika Zagreb, 1960, 1. Назад к тексту

3 J. Kastelic. Situla z Vac. Beograd, 1956. Назад к тексту
 



 
« Гальштатский период в Чехии   Фракийцы, киммерийцы и скифы »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100