ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Искусство и верования в эпоху палеолита
27.05.2019 г.

Искусство и верования в эпоху палеолита

Оглавление
Искусство и верования в эпоху палеолита
Страница 2

Галерея наскальных рисунков

Галерея орудий верхнего палеолита

Рельеф наносили острым камнем и раскрашивали минеральными красками, иногда сухими, иногда растертыми в порошок и замешенными на воде или жире. Рисунки располагались в глубине пещеры (в Нио, например, в 510 м от входа), чаще всего в темноте. Их можно было сделать и увидеть лишь при свете факелов и ламп.

Рисунки находились не только в темных пещерах, иногда они встречаются под открытыми скальными навесами (Ла-Ферраси и др.). но это очень редко. Темные пещеры, вероятно, служили местами ритуальных действий. Возможно, что в них производился также обряд инициаций - приобщения подростков к хозяйственной, общественной и идеологической жизни взрослых членов общины. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж) найдены глиняные барельефы двух бизонов, выполненные на полу, а в пещере Монтеспан (Верхняя Гаронна) - грубая скульптура медведя, с которыми, очевидно, производили магические охотничьи обряды: на глинистом полу уцелели покрытые сталагмитовой коркой отпечатки человеческих ног.

Датировка произведений палеолитических наскальных изображений очень затруднена, так как даже в тех случаях, когда удается обнаружить датируемые культурные слои, их трудно связать с изображениями на стенах пещер. Брейль различал два больших периода: одиньяко-перигорский и солютрейско-мадленский11. К последним он относил изображения с уже развивающимся понятием о перспективе Однако в последнее время мнение Брейля оспаривается, и большая часть живописи во Франции и Испании приписывается солютрейскому и мадленскому времени. Кроме того, отмечается, что очень трудно установить границы между двумя периодами12.

Леруа-Гуран разделил произведения палеолитического искусства на четыре стиля и датировал стиль I ориньякским временем (относя его начало ко времени 30 тыс. лет до н. э.). Этот стиль представлен немногочисленными грубыми изображениями головы или передней части туловища зверей, выгравированными на стенах пещер. Стиль II возник в граветтское время и существовал между 25 и 20 тыс. лет до н. э. Это - время появления всех жанров палеолитического искусства: скульптуры, гравировки и первых образцов настенной живописи. Стиль III относится к солютрейскому и раннему мадленскому времени (20-15 тыс. лет до н. э.). Большинство произведений этого стиля представлено барельефами, а также живописью, прекрасным образцом которой являются росписи Ласко и Альтамиры. Стиль IV существовал в течение 4 тыс. лет, до конца мадленского времени, и к нему относится 68% общего количества произведений палеолитического искусства. Он отличается чрезвычайной реалистичностью изображений, развитым чувством пропорций, движения. В конце мадленского времени реалистическое искусство исчезает. Палеолитическое искусство в территориальном отношении может быть поделено на три большие провинции: франко-кантабрийскую (или испано-аквитанскую), средиземноморскую и огромную восточную, тянущуюся от Средней Европы до Сибири.

Для франко-кантабрийской провинции характерны прежде всего более или менее реалистическая живопись и гравировка на стенах и потолках гротов и пещер, а также художественные изображения на мелких предметах. Последние находят параллели в среднеевропейском искусстве, хотя франко-кантабрийская зона отличается редкостью скульптуры и геометризированного орнамента.

Средиземноморская провинция была периферией франко-испанского центра палеолитического искусства. В Италии находки произведений этого искусства связаны с гримальдийской группой памятников верхнего палеолита. В Юго-Восточной Испании и Южной Франции встречаются памятники, примыкающие к граветтской традиции, но отличающиеся тенденцией к схематизму (пещеры Ла-Пилета, Нерия и другие в Испании, Эббу и Ла-Бом-Латрон во Франции).

В пещере Паглици близ Риньяно (полуостров Гаргано) среди наскальных рисунков нижнего слоя, кроме лошадей, встречаются негативные и позитивные изображения рук, выполненные красной краской. Известен грот Романелли (близ Отранто, Апулия) с очень схематизированными и геометризированными и только в отдельных случаях полуреалистическими фигурами. Замечательные изображения животных, сходные с франко-кантабрийскими, открыты на стенах пещер в Сицилии (Кала Женовезе на островке Леванцо, Монте-Пеллигрино близ Палермо)13. Здесь же встречаются и человеческие фигуры. Возможно, что часть южноитальянских и сицилийских изображений относится уже к послеледниковому периоду. Восточная провинция практически знает только мелкую пластику, геометрическую орнаментику и гравировку на скалах. Наскальная или пещерная живопись не существует14, а гравировка на кости становится известной только в позднем верхнем палеолите Средней Европы, возможно в связи с распространением в мадленское время франко-кантабрийского стиля.

Следует отметить еще один социальный аспект, в котором можно рассматривать палеолитическое искусство. Общество достигло такого развития, что смогло выделить специалистов-художников, у которых было достаточно времени для создания произведений искусства. Это свидетельствует о зачатках разделения труда.

О развитии первобытных религиозных представлений и обрядов можно судить также по верхнепалеолитическим погребениям. Погребения ориньякского времени, обнаруженные в окрестностях Ментоны, сопровождались сложным ритуалом: людей хоронили в одежде, щедро украшенной морскими раковинами, ожерельями и браслетами из раковин, зубов животных и позвонков рыб. Мертвых засыпали минеральной красной краской. В пещере Гримальди юноша и старуха положены на остывшее кострище в скорченном положении.

Скорченные и окрашенные15 верхнепалеолитические погребения найдены в Пржедмосте и Дольних Вестоницах. Человек из Шанселяда (вблизи Перигора, Дордонь) был похоронен в сидячем положении. Головы погребенных иногда бывали защищены плоским камнем. В Сен-Жермен-Ла-Ривьер (Saint-Germain-la-Rivere) (Жиронда) девушка покоилась на небольшом дольмене из камней, на которых была представлена сцена охоты на бизона.

Верхнепалеолитические погребения показывают, что в то время уже сложились представления о "стране мертвых", где человек будет продолжать свою земную жизнь, почему его и хоронят с украшениями и орудиями труда, которыми он пользовался при жизни.

Вероятно, уже в верхнем палеолите сложились элементы первоначальной религии и связанные с ней ранние виды фантастических представлений: тотемизм, анимизм, магия. Для охотников того времени характерна вера в существование тесной связи между людьми и животными, позже выливающаяся в представление о связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом - определенным видом животных. Анимизм - вера в сверхъестественные существа, вероятно, также сложилась в самую раннюю пору родового строя. Представление о душах живых и умерших людей вело к возникновению различных видов погребального культа. Можно думать, что с этими представлениями были связаны и ранние формы почитания матерей-прародительниц, засвидетельствованные находками женских статуэток. Вероятно, с "промысловой магией" связаны знаки ран на позднепалеолитических рисунках и скульптурах животных: перед началом охоты "убивали" изображение будущей добычи. У нас есть все основания считать, что искусство и религия зародились одновременно, на стадии перехода от первобытного человеческого стада к родовой общине.

ПРИМЕЧАНИЯ:

11. З. А. Абрамова. Анри Брейль (1874- 1961 гг.) и относительная хронология палеолитического искусства. - Сб. Первобытное искусство. Новосибирск, 1971, стр. 22-39. Назад к тексту

12. A. Leroi-Gourhan. Prehistoire de l'art occidental. В последующем тексте абсолютные даты приведены по Леруа-Гурану. Назад к тексту

13. Р. Graziosi. Levanzo. Picture e incisioni. Firenze, 1962. Назад к тексту

14. Впрочем, это утверждение не должно звучать категорически. Открытие палеолитической живописи в Каповой пещере на Урале позволяет предполагать, что и в Средней Европе и в других частях восточной провинции распространения палеолитического искусства могут быть сделаны такие открытия. Назад к тексту

15. Возможно, что краска имела магическое значение - защищала живых от мертвеца. Назад к тексту



 
« Верхний палеолит. Homo sapiens   -- МЕЗОЛИТ -- »

Источники:
"Археология Западной Европы. Каменный век" Монгайт А.Л.

"В поисках исчезнувших цивилизаций", Амальрик А.С., Монгайт А.Л.

Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100