ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Мезолит средиземноморских и западных областей Европы
19.08.2018 г.

Мезолит средиземноморских и западных областей Европы

Одна из групп мезолитических культур с характерной для них микролитической техникой хорошо изучена в средиземноморских и западных областях Европы.

Одна из групп мезолитических культур с характерной для них микролитической техникой хорошо изучена в средиземноморских и западных областях Европы. Среди них прежде всего должна быть названа азильская культура, по которой прежде называлась вообще начальная эпоха мезолита, или эпипалеолита. Пещера Мас д'Азиль в департаменте Арьежа (Франция) была исследована в 1887-1889 гг. Э. Пьеттом, обнаружившим там слой с характерными остатками материальной культуры, залегавший между мадленским и неолитическим слоями1. В азильской культуре, как ни в какой другой культуре эпохи мезолита, в изготовлении орудий труда прослеживаются традиции, непосредственно восходящие к верхнему палеолиту, к мадленской и даже ориньякской культурам. По мере открытия все новых памятников послеледникового времени на севере Пиренейского полуострова и на юге Франции становится все более очевидным, что создатели азильской культуры были потомками франко-кантабрийских мадленцев. Азильцы, как и их предки, жили преимущественно в пещерах и представляли мелкие, по большей части обособленные друг от друга группы. Кремневые орудия мало отличались от орудий позднего палеолита: мелкие круглые скребки, пластины в виде ножичков, треугольные резцы, сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием. Однако в этих орудиях заметна тенденция к измельчанию.

Комплекс находок на острове Тевьек, Франция

Комплекс находок на острове Тевьек, Франция

Типичны для азильской культуры кремневые острия с притуплённой дугообразной спинкой и выемкой в основании, а также гарпуны из рога благородного оленя, более короткие и грубые, чем их предшественники мадленского времени, сделанные из рога северного оленя. По-видимому, этот гарпун глубоко вонзался в тело животного, а прикрепленная к нему рукоять волочилась за испуганным зверем и помогала извлечь его из логова. Если это предположение верно, то такие гарпуны употреблялись для охоты (например, на зайцев или кроликов), а не для рыбной ловли.

Комплекс находок на острове Гёдик, Франция

Комплекс находок на острове Гёдик, Франция

Яркой особенностью инвентаря азильских пещерных стоянок являются окрашенные или гравированные гальки. Рисунки нанесены чаще всего красной краской и имеют вид овальных пятен, поперечных зигзагов, решеток, звезд, а иногда напоминают стилизованные фигуры людей или животных. Эти гальки, по-видимому, служили для магических целей и их чаще всего сопоставляют с австралийскими чурингами. Австралийское племя арунта тщательно хранило похожие по виду на азильские гальки чуринги, которые они считали вместилищами для душ сородичей. О верованиях азильцев можно судить также по находке (1907- 1908 гг.) в пещере Гросс Офнет (около Нордлингена) захоронения (в двух ямах) 33 черепов, густо засыпанных красной краской2. Вместе с черепами лежали украшения из просверленных раковин и оленьих зубов. Существует предположение, что захоронения черепов в Гросс Офнет связаны с особым культом или охотой за черепами. Убийство совершалось каким-то топоровидным инструментом, и голова отделялась от туловища для помещения в предназначенную для этой цели яму. Возможно, что, как у современных дикарей - "охотников за черепами", у мезолитических людей существовала вера в то, что они овладевают жизненной силой убитого человека.

Азильская культура датируется по С14 IX-VII тысячелетиями до н. э.3 В несколько измененной форме азильская культура продолжала существовать на территории южной части Германии в конце VII тысячелетия до н. э., когда уже во Франции она почти полностью исчезла.

Сходна с азильской так называемая астурийская культура (названа по прибрежным пещерам в Астурии у Овьедо в Испании). Она относится к более позднему, чем азиль, времени, когда выпадало много дождей. Ее носители питались главным образом моллюсками, что и определило в какой-то мере примитивность их орудий: пластинчатые топоры, заостренные на одном конце, и некое подобие мотыг из кварцита для отделения раковин от береговых утесов. Иногда это грубые кварцитовые и кремневые отщепы или массивные макролитические орудия, представляющие собой оббитые гальки. Оббивкой заострялась рабочая часть орудия, а пятка, подобно пятке ручного рубила, предназначалась для держания в руке. Средняя длина этого орудия 9-11 см. В. И. Равдоникас предполагал, что это - ранние формы каменных топоров, предназначенных для рубки деревьев, изготовления плотов и других дел, необходимых в примитивном рыболовческом хозяйстве4. Редко встречается обработанная кость, в числе других - рога оленя с эллиптическими отверстиями, подобные найденным на памятниках гамбургской культуры. Встречены гальки, одна сторона которых украшена точечным орнаментом5. Астурийская культура распространена на побережье Северной Испании и отчасти в Португалии6.

Советеррская и тарденуазская культуры (по населенному пункту Sauveterre la Lemance в Нижних Пиренеях и местонахождению La Fere-en-Tardenois в Северо-Восточной Франции) характеризуются наличием микролитов, имеющих 1-2 см в поперечнике. Слои с советеррской каменной индустрией лежат непосредственно на азильских7.

Микролиты

Микролиты

Основной материал, из которого изготовлены орудия, - кремень, реже встречаются изделия из рога оленя или кости: очевидно, охота на крупных животных сократилась. Дело в том, что в бореальный период северный олень в Западной Европе почти целиком исчез (кроме Северо-Восточной Шотландии, где холодные ветры с Атлантики не позволили вырасти лесам), бизон и дикая лошадь тоже не могли существовать в чаще доисторических лесов, остались в качестве объектов охоты среди крупных животных только серна, олень и дикий кабан.

Для советеррских микролитов характерна форма треугольника и полумесяца, для тарденуазских - трапеции8. Микролитам придавалась правильная геометрическая форма, а микрорезцы, вероятно, являлись побочным продуктом при производстве микролитов геометрических форм. Микролиты служили наконечниками стрел и вкладышами, в последнем случае они вставлялись в продольные пазы различных деревянных и костяных орудий и закреплялись с помощью смолы. Открытие микролитической техники было одним из тех гениальных изобретений человечества, которые распространились на всех материках Старого Света. В Европе оно имело большое значение: эта техника удержалась в некоторых случаях до неолитического и энеолитического времени (например, в культуре эль-аргар в Испании, где тарденуазская индустрия встречается вместе с керамикой). Однако неверно было бы считать, что тарденуазские микролиты были распространены во всей Европе. Эта культура известна в Испании, Франции, Бельгии, Британии, на территории южной и центральной части Германии. Сходные памятники открыты в Польше, Чехии и на территории России. Большая часть памятников тарденуазской культуры датируется VIII (VII) - V (IV) тысячелетиями до н. э. Тарденуазская культура, несмотря на тесные ее связи с советеррской, не является ее прямым продолжением, заметны определенные посторонние влияния, в большей части указывающие на североафриканскую капсийскую культуру. По-видимому, с появлением микролитических орудий наступило улучшение хозяйства, сопровождавшееся в свою очередь ростом населения9. Поселения располагались обычно по берегам рек и озер, на склонах песчаных холмов, в непрочных хижинах, врытых в песчаную почву, иногда в небольших гротах. Некоторые поселения найдены на морских берегах, они отмечены огромными скоплениями раковин съедобных моллюсков. В Португалии на р. Тахо, в 25 км от впадения ее в Атлантический океан, в местности Мугем расположен ряд холмов, сложенных из раковин. Один такой холм - Кабесо д'Арруда - достигает в длину 100 м, ширину 60 м, высоту 7 м. В наслоениях холма обнаружены очажные слои (зола, угли), каменные и реже костяные изделия, кости оленей, быков, кабанов, птиц и рыб. Такие же кучи кухонных отбросов найдены на острове Тевьек10. Вероятно, жилища, расположенные в низменных местах, использовались в течение определенного сезона - зимой. Летом тарденуазцы уходили в другие, более высоко расположенные места, где также встречены поселения того времени (например, в Англии на высоте 300-450 м над уровнем моря).

Погребения тарденуазцев иногда встречаются прямо в кучах кухонных отбросов. Иногда они составляют целые кладбища из десятков и сотен могил. На острове Тевьек было найдено около 23 захороненных в ямах костяков, скорченных и засыпанных красной охрой. Над головой одного из погребенных был рог благородного оленя (вероятно, остаток ритуального головного убора). Иногда погребения были обложены поставленными на ребро плоскими камнями, а сверху прикрыты холмиком из валунов. Тевьекские черепа имеют несколько смягченные черты кроманьонского типа11.

Черепа из Мугема в преобладающем большинстве долихокефальны, некоторые признаки напоминают негроидную расу, рост - малый. По-видимому, на юго-западе к потомкам кроманьонцев в мезолите примешивался негроидный элемент12.

Брейль и Лантье выделяют в особую культуру эпохи мезолита так называемую монморансийскую (Le-Montmorencien, департамент Сены и Уазы, около Парижа). Среди орудий этой культуры характерны довольно крупные, длинные трехгранные острия, сделанные из песчаникового кварцита, вероятнее всего, употреблявшиеся для обработки дерева. Подобные орудия появляются в мадлене VI, но встречаются и в материалах раскопок неолитических дольменов. Однако монморансийская культура не может считаться неолитической, так как с характерными для нее орудиями не найдены типичные для неолита вещи, например керамика. Место этой культуры в развитии европейских культур еще точно не определено, но она, несомненно, несколько более поздняя, чем первый период тарденуазской культуры13.

Очевидно, еще в мезолите возникают знаменитые наскальные изображения испанского Леванта, но своего расцвета эта живопись достигает только в эпоху неолита и существует даже в медном веке. Она родственна африканским наскальным изображениям. В отличие от франко-кантабрийского пещерного искусства восточноиспанская живопись выполнена на открытолежащих скалах и в неглубоких нишах. Известно около 70 ниш и навесов с изображениями, находящихся примерно на 40 местонахождениях на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова (от Лериды на севере до Мурсии на юге, или, иначе говоря, от Пиренеев до Сьерра-Невады)14.

Живопись испанского Леванта
 
Живопись испанского Леванта

Эти росписи, сделанные красной и реже черной красками, представляют небольшие (не выше 75 см) человеческие фигуры в композициях, воспроизводящих сцены охоты, войны, иногда семейной или общественной жизни. Каждая такая композиция - это целый рассказ о событии, эмоционально окрашенный, динамичный15. Стилистическое развитие идет от больших реалистических изображений животных к схематизации и условности, характерной для неолитического искусства, гиперболизации в передаче отдельных частей человеческого тела (удлиненное туловище, большая и округлая голова и т. п.) и наконец, к сокращенным изображениям или только символам предметов и живых существ. Схематические абстрактные рисунки считаются более поздними. Доказательством служит то, что они нанесены поверх реалистической живописи16. Несмотря на то, что наскальные изображения Восточной Испании в значительной части относятся к более поздним, чем мезолит, эпохам (сейчас их датируют V-III тысячелетиями до н. э.), мы, забегая вперед, скажем о них здесь, чтобы в дальнейшем к этому не возвращаться.

Из росписей видно, чем занимались создавшие их люди. Есть сцены собирательства, например, собирающая мед женщина, взобравшаяся на дерево, и подобные другие фигуры на деревьях. Другая, наиболее распространенная тема - охота. Особенна жизненны и полны динамики сцены охоты на оленя и дикого кабана (мужчины вооружены луками и стрелами с поперечно срезанными наконечниками). Есть сцены войны - сражение двух групп стрелков из луков, и культовые сцены, например, группа женщин, танцующая вокруг маленькой фаллической фигурки.
Безусловно поздними являются рисунки, на которых изображены женщины с обнаженной верхней частью тела, в одежде, представляющей длинную колоколовидную юбку. Эта одежда напоминает критскую минойского времени.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. J. Dechelette. Manuel d'archeologie prehistorique, celtique et gallo-romaine, 1. Paris, 1908: M. et St. -Just. Pequart. Nouvelles fouilles au Mas d'Azil. - Prehistoire, t. VIII. 1941. Назад к тексту

2. Большая пещера Офнет - многослойный памятник, и обстоятельства находки не позволяют совершенно определенно отнести захоронения черепов к азильской культуре. Точнее следует сказать, что они найдены в верхнем мезолитическом азильско-тарденуазском слое. Назад к тексту

3. С. М. Escalon de Fonton, H. de Lumley. Quelques civilisations de la Mediterannee septentrionale et leurs intercurrences (Epipaleolithique, Leptolithique, Epileptolithique). - Bulletin de la Societe Prehistorique Francaise, 52, 1955; C. Malvasin-Farbe. LAsilien. - Там же, 51, 1954. Назад к тексту

4. В. И. Равдоникас. История первобытного общества, I. Л., 1939, стр. 274. Назад к тексту

5. H. Breuil et R. Lantier. Les hommes de la pierre ancienne. Paris, 1959, стр. 249-251. Назад к тексту

6. H. Obermaier. Fossil Man in Spain. New Haven, 1925 стр. 349-358. Назад к тексту

7. L. Caulonges. Le gisement prehistorique de Sauveterre la Lemance. - Archives de l'Institut de Paleontologie Humaine, 14. Paris, 1935. Назад к тексту

8. В развитии тарденуазской культуры Франции выделяют три этапа: тарденуазская культура I сменяет советеррскую, а тарденуазская культура III относится уже к раннему неолиту. В целом эпоху, соответствующую времени существования тарденуазской культуры, называют пренеолитом (С. М. Escalon de Fonton, H. de Lumley. Les industries a microlithes geometriques. - Bull. Soc. Prehistoire Francaise, 54, 1957). Назад к тексту

9. C. Barriere. Les Civilisations Tardenoisiennes en Europe Occidentale. Bordeaux - Paris, 1956. Назад к тексту

10. Острова Тевьек (Teviec) и Гёдик (Hoedic) находятся в заливе Морбиган вблизи знаменитого Карнака в Бретани. На обоих островах найдены мезолитические стоянки с тарденуазским инвентарем и погребения (в Гёдике 13 скелетов). См.: Teviec: Station - necropole mesolithique du Morbihan. - Archives de l'Institut de Paleontologie Humaine, 18 Paris, 1937; M. et S. -J. Pequart. Hoedic: Deuxieme station - necropole du mesolithique cotier Armoricain. Anvers, 1954. Назад к тексту

11. Г. Ф. Дебец, Т. А. Трофимова, H. H. Чебоксаров. Проблемы заселения Европы по антропологическим данным. - Труды Института этнографии АН СССР, н. с, т. XVI, 1951. Назад к тексту

12. Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин. Антропология. М., 1963, стр. 405. Назад к тексту

13. H. Breuil et R. Lantier. Les hommes de la pierre ancienne, стр. 257. Назад к тексту

14. Наиболее знамениты местонахождения Cogul, Castellon-de-la-Plana, Alpera, Valltorta, Morella-la-Vieja, Cueva Saltadora, Teruel, Albarracin. Назад к тексту

15. Искусство и жизнь мезолитического населения Восточной Испании. - В кн.: Всемирная история, т. I. М., 1955, стр. 98-103. Назад к тексту

16. Н. G. Bandi, J. Maringer. L'art prehistorique. Paris, 1955. Назад к тексту

 
« Общая характеристика мезолита   Мезолит в Северной Европе »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100