ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> Хозяйство, общественные отношения, этническая принадлежность, культурные связи племен гальштата
26.06.2019 г.

Хозяйство, общественные отношения, этническая принадлежность, культурные связи племен гальштата

Оглавление
Хозяйство, общественные отношения, этническая принадлежность, культурные связи племен гальштата
Страница 2

 

С развитием культур гальштатского облика началось новое - черная металлургия и изменения в бронзолитейной технике. По внутренним европейским путям теперь распространялись новые изделия. Из средиземноморского мира пошли западногреческие и италийские вещи, отчасти дававшие образцы гальштатским мастерам. С ростом числа греческих колоний и стабилизацией их положения на местах, особенно с основанием греками Массалии (латинское Массилия, современный Марсель), границы распространения античного импорта расширились еще более.

Реконструкция обуви Гальштатской эпохи (Хохдорф)  Реконструкция обуви Гальштатской эпохи (Хохдорф)

Реконструкция обуви Гальштатской эпохи (Хохдорф)

Несомненно, контрагентами южных купцов и отчасти купцами становилась аристократия гальштатских племен: недаром предметы импорта сосредоточились в ее руках. Межплеменные войны приобретали поэтому более частый и обширный характер. Процесс общественного, прежде всего имущественного, а затем классового расслоения все ускорялся. Приближалось создание первых государств. Все эти процессы неизмеримо усилились в следующую, латенскую эпоху; у кельтов особенно.

Солярные изображения на некоторых вещах, в частности на золотых чашах, говорят о культе бога Солнца. Нагая богиня среди охотников-воинов и оленей на штретвегской колеснице, может быть, та же самая в представлении гальштатцев, что и крылатая владычица зверей «Артемида» среди львов или других зверей на ручках греческих бронзовых эпохой VI в. до н.э., встреченных в гальштатских могилах.

Бронзовая ритуальная колесница из могильника у с. Штретвег (Австрия)

Бронзовая ритуальная колесница из могильника у с. Штретвег (Австрия)

Эту богиню чтили и у скифов, где она известна на ручках зеркал греческой работы. Развитый заупокойный культ с ритуалом заупокойного пира и состязаний над костром, с торжественной погребальной процессией, когда везли урну на повозке, напоминает гомеровское описание захоронений и, следовательно, сходное представление о загробной жизни и о богах смерти. Художественные ситулы и эденбургские урны передают именно такой ритуал.

Итак, у представителей гальштатской культуры уже существует какой-то антропоморфный пантеон, хотя и очень слабо представленный в археологических памятниках. Это вполне отвечает состоянию религий у народов (таких, как греки Гомера, скифы Геродота и атцеки в эпоху кортесова завоевания) на стадии военной демократии, Гальштатская культура носит явно выраженный межплеменной характер. В Югославии, на Адриатическом побережье, ее носители - индоевропейские иллирийцы, в Восточных Альпах Австрии - неведомые реты и норики, в Венгрии - паннонии, в Румынии и Болгарии - фракийцы, в Чехии, Швейцарии, Восточной Франции и Германии - кельты и, может быть, первые пришлые германцы. На юге, в Средиземноморье, гальштатские формы отчасти проникли к иберам, в общем, вполне самостоятельным по культуре. В Италии особенно протоэтруски и их соседи в бассейне реки По сами оказывали очень сильное влияние на адриатическую, придунайскую территории гальштата. До половины VIII в. до н э. лигуры, умбры и венеты почти не испытывали этрусского влияния и мало знали греческих вещей. Около этого времени в долину По началась культурная, а затем и политическая экспансия этрусков с притоком новых форм материальной культуры и греческого импорта.

Изделие эпохи ГальштатаНаиболее известными в археологии являются могильники в Болонье и ее окрестностях. Этапы их развития носят названия по владельцам земли. В последнее время Г. Мюллер-Карпе, изучив заново болонский материал, делит его на три ступени: Болонья I, II и III5. Его деление уточняет хронологическую периодизацию болонских могильников, предложенную ранее О. Монтелиусом6. В этих могильниках много исходных для гальштата форм, в особенности фибул, серповидных ножей, бритв, ситул, цист, грушевидных и острореберных сосудов, часто бронзовых, прототипов гальштатских глиняных урн. Даты ступеней болонских могильников лежат в основе собственно гальштатской хронологии.

Первая ступень - Бенацци I (по Монтелиусу, 1100 - 950 гг. до н.э.; по Мюллеру-Карпе, IX в. до н.э.) - дает простейшие прототипы змеевидных фибул, втульчатых топоров, бритв и т. п. Железа еще почти нет.

Во второй ступени - Бенацци II (по Монтелиусу, 950 - 750 гг. до н.э. или, по Мюллеру-Карпе, VIII в. до н.э.) - появляются более сложные фибулы, первые ситулы, железа больше, но оружие, бритвы и ножи чаще бронзовые. Есть уже прототипы урн.

Третья ступень носит имя Арнольди (по Монтелиусу, 750 - 550 гг. до н.э. или, по Мюллеру-Карпе, VII в. до н.э.). Железные оружие и орудия здесь окончательно утвердились. Фибулы сложнее. Появляется еще больше ситул и урн. Исчезли ссгментовидные бритвы. Появляется этрусский и греческий импорт в малом количестве.

Рукоять меча эпохи ГальштатаЧетвертая ступень называется чертозской по имени монастыря, на территории которого находится могильник (по Монтелиусу, 550 - 400 гг. до н.э.). На этой ступени выработались фибулы «чертозского» типа. Изобилует здесь всевозможная бронзовая посуда, в частности ситулы и цисты. К этой именно ступени относятся те из них, что богато орнаментированы рельефными сценами. Встречаются алабастры, амфориски, бусы из пестрого стекла и чернофигурные и краснофигурные сосуды. Североиталийское влияние проникает и на собственно территорию гальштата. Так сильно влияние Италии на гальштатские племена, особенно в VI - V вв. до н.э.

Менее заметны связи со Скифией. Оттуда проникают наконечники стрел и, может быть, некоторые формы железных топоров. В обратном направлении попадают некоторые псалии и отдельные формы лощеной керамики. Иногда зарубежные исследователи, опираясь на некоторые формы сосудов, главным образом урны, относят также к гальштату лесостепные скифские культуры. Но это или недоразумение, или натяжка, так как во всех остальных отношениях сходство почти не прослеживается. Гальштат эпохи железа и ранние культуры скифского типа - это две одновременные (700 - 400 гг. до н.э.) и самостоятельные области культурного развития в континентальной Европе.

Курган в Мон Лассуа, Франция, эпоха Гальштата

Курган в Мон Лассуа, Франция, эпоха Гальштата

  
ПРИМЕЧАНИЯ:

5 H. Mo11ег - Кarpе. Op. cit. Назад к тексту

6 О. Montelius. La civilisation primitive en Italie dupuis l'introduction des metaux, part. 1. Italie septentrional. Stockholm, 1895. Назад к тексту



 
« Характеристика ведущих форм предметов гальштатской культуры   Ранний железный век в Греции »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100