ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Древняя Европа >> Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита
17.07.2019 г.

Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита

Оглавление
Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

В восточной группе памятников культуры воронковидных кубков наиболее яркие памятники представлены куявскими длинными курганами в области Нижней Вислы в Польше. Обычная форма курганов треугольная или трапециевидная, у основания они обложены большими камнями. Некоторые курганы сравнительно короткие, другие достигают 130 м в длину, 15 м в ширину и до 3 м в высоту. Под курганами находят по нескольку погребений, иногда всего лишь одно. Большинство курганов оставлено племенами культуры воронковидных кубков, но во вторичных погребениях встречаются шаровидные амфоры14. Кроме Куявии, такие курганы встречаются и на побережье Балтийского моря. В других районах могильники бескурганные. Встречаются захоронения и на поселениях, в покинутых землянках. Погребения, как правило, одиночные. Покойники лежат в вытянутом положении на спине, реже на боку, в скорченном положении. Поселения обычно расположены на возвышенностях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и домами столбовой конструкции. Постройки прямоугольные, размерами в среднем 5X4 м, но встречаются и круглые небольшие хижины.

Каменный инвентарь очень разнообразен. Это полигональные и двулезвийные топоры, кремневые наконечники стрел треугольной, лавролистной или ланцетовидной формы, пилы, резцы и скребки и т.д.15. Кремень поступал из разных мест: желтый - с острова Рюген, шоколадный - из бассейна р. Буг, серый - из Рахова близ Люблина и из Кшеменок у Опатова. В Кшеменках на площади в 4 кв. км открыто большое количество шахт (глубиной до 11 м) со штольнями, где добывался «полосатый» кремень, служивший для изготовления парадных топоров.

Неподалеку от Кшеменок находилось большое поселение культуры воронковидных кубков Цмелюв (Сmielow), где делались топоры из кшеменковского кремня и другие кремневые орудия из привозного раховского камня. Жилищами служили круглые (диаметром 2-3 м) углубленные в землю хижины с печами из глины или лёсса. Открыта также 171 яма. Эти ямы образуют единый жилой или хозяйственный комплекс16.

Сосуды и топор культуры воронковидных кубков. Северная группа. Дания

Сосуды и топор культуры воронковидных кубков. Северная группа. Дания

Поселение Цмелюв принадлежит к южной группе культуры воронковидных кубков. Очень сходно с ним поселение культуры воронковидных кубков в с. Зимно Владимир-Волынского р-на Волынской области Украины. Здесь также найдены остатки углубленных в землю жилищ с очагами, грушевидные и цилиндрические по форме ямы с обмазанными глиной и обожженными стенами, очевидно, служившие для хранения зерна.

Племена восточной группы культуры воронковидных кубков занимались земледелием и скотоводством. При обработке почвы использовалось примитивное рало, которое тянули волы. Ручка одного глиняного кувшина изображает парную запряжку. Изучение костных остатков позволяет предполагать, что применялась кастрация быков, чтобы превратить их в тягловое животное. Среди домашних животных наибольшее значение имели корова и свинья.

Невыясненным остается вопрос о происхождении культуры воронковидных кубков. Некоторые ученые (Е.Неуступный, X.Беренс) связывают ее происхождение с михельсбергской культурой или с культурами дунайского круга, другие находят некоторые элементы сходства, но отрицают в то же время родство этих культур по происхождению.

Наиболее обоснована точка зрения датского ученого Троелс-Смита, который считает, что начальная стадия культуры воронковидных кубков связана с культурой эртебoлле. Племена эртебoлле оставались охотниками и рыболовами, но у них уже были домашний скот и зачатки земледелия. Северная неолитическая культура возникла в результате развития местных мезолитических племен под влиянием юго-западных земледельческих культур17. Другую гипотезу предлагает датский ученый Беккер, который считает культуру воронковидных кубков пришлой на севере Европы и сосуществовавшей с культурой эртебoлле. Ее происхождение следует искать на юго-востоке Европы18. Пока еще нет достаточных материалов для решения этого спорного вопроса. Неясны и обстоятельства исчезновения культуры воронковидных кубков. На значительной части территории распространения этой культуры ее слои перекрыты слоями со шнуровой керамикой.

Среди энеолитических культур Средней Европы несколько особняком стоит культура шаровидных амфор19, в которой сочетаются и северные и южные элементы. Она названа по типичному сосуду круглой формы с цилиндрической или конической шейкой и с двумя (иногда четырьмя) ушками для подвешивания. Шейка и плечики орнаментированы штампованными или резными ромбами, треугольниками, зигзагами и другими геометрическими фигурами или оттисками шнура.

Погребения совершались под курганом в мегалитических цистах или грунтовых могилах. Эта культура распространена на западе в области Заале - Эльбы и Хафеля, в центральной части ФРГ, на севере до Балтийского моря между Ютландией и бассейном Немана, на юге до Румынии и на востоке до Волыни и Подолии.

Большая часть археологических данных получена в результате раскопок могильников, материалы поселений очень скудны. Некоторые укрепленные поселения в Богемии находились на вершинах холмов. Дома представляли собой столбовые постройки с обмазанными глиной стенами. Они были небольшими (4, 5 X 3 м) и, как правило, состояли из двух помещений: главной комнаты и передней. Однако встречаются и двух- и трехкомнатные постройки и даже дома длиной 10 м и шириной 5 м (Требус в Бранденбурге20, Эльблонг на севере Польши)21. В домах открыты один или несколько прямоугольных, овальных или круглых очагов, окруженных камнями. Наряду с прямоугольными жилищами встречаются остатки полуземлянок, также имевших столбовые стены.

О занятиях населения земледелием свидетельствуют зерна злаков, встречающиеся в керамике, обгорелые зерна на поселениях и в могилах, зернотерки и т. д. Орудия труда представлены клиновидными (трапециевидными) топорами из кремня (кельты), кремневыми зубилами, скребками, стрелами с поперечным лезвием и черешковыми, топорами и мотыгами из рога, костяными иглами и мелкими металлическими предметами. Украшения сделаны из янтаря, раковин и просверленных зубов животных. Глиняные пряслица и грузики для ткацких станков свидетельствуют об изготовлении тканей. Свиней разводили в большем количестве, чем рогатый скот. Главными объектами охоты были олени и лоси.

Племена культуры шаровидных амфор не оставили больших могильников: известны либо отдельные могилы, либо группы из двух-трех (максимум четырех-пяти) могил. Погребения в каменных цистах на востоке области распространения культуры составляют 80%. Цисты сделаны из каменных плит (максимальная длина 5, 5 м, ширина 3 м, обычно 1,2 - 2,6 м; 0,8-1 м) и иногда состоят из двух помещений. Большинство погребенных скорчены. В 60% могил погребено больше одного покойника (иногда до 10). Инвентарь составляют сосуды (3-5, максимум 18), кремневые топоры (2) и украшения. В могилах находят кости животных, но встречаются и отдельные ритуальные погребения животных (коров и лошадей), сопровождающиеся керамикой и украшениями.

Различают три группы памятников культуры шаровидных амфор:

1) восточную, простирающуюся от Среднего Днепра до прибалтийских областей Польши (здесь открыто около 170 погребальных памятников и около 40 поселений)22;

2) силезскую, плохо изученную и известную главным образом по типичной керамике со штампованным и шнуровым орнаментом;

3) западную, известную по 150 открытым погребениям и нескольким поселениям23.

Е. Неуступный поделил восточную группу памятников культуры шаровидных амфор на три стадии развития, различающиеся главным образом по изменению орнамента от штампованного к шнуровому, украшающему преимущественное количество сосудов на поздней стадии развития24.

ПРИМЕЧАНИЯ

14. W. Chmielewski. Zagadnienie grobowczow kujawskich. Lodz, 1952. Назад к тексту

15. K. Jazdzewski. Kultura puharow lejkowatych w Polsce zachodiej i srodkowej. - Biblioteka Prehistoryczna, t. II, 1936. Назад к тексту

16. Z. Podkowinska. Prace wykopaliskowe na stanowisky «Gawroniec-Palyga» w Cmielowie w pow. Opatowskim. - Wiadomosci archeologiczne, t. XVIII, 1952; Archeologia Polona, 3, 1960; Ю.H.3aхарук. Новые исследования культуры воронковидных сосудов в Польше. - Вестник древней истории, 1956, № 1. Назад к тексту

17. J. Troels-Smith. Ertebolle Culture - Farmer Culture. Results of the Past Ten Years Excavations in Aamosebog, West Zealand. - Aarboger, 1954. Назад к тексту

18. C. J. Becker. Aktuelle Probleme der Trichterbecherkultur. - Bericht uber V Inter Kongress fur Vor- und Fruhgeschichte. Hamburg, 1958. [West] Berlin, 1961, стр. 68-73. Назад к тексту

19. Немец. - die Kugelamphorenkultur, англ. - Clobular Amphora Culture, чешcк. - kultura kulovitych amfor, франц. - civilisation des amphores spheriques. Назад к тексту

20. H. Priebe. Die Westgruppe ler Kugelamphoren. - Jahresschraft fur die Vorgeschichte der sachsisch-thurungischen Lander, XXVIII. Halle, 1938. Назад к тексту

21. B. Ehrlich. Succase, eine steinzeitliche Siedlung der Schnurkeramiker. - Elbinger Jahrbuch, XII/XIII, 1936. Назад к тексту

22. На территории России известна волынская мегалитическая культура, изученная главным образом по погребальным памятникам - дольменам (иногда с небольшим ходом) и каменным цистам (И. Левицький. Памятки мегалітичноi культури на Волині. - Антропологія, т. II. Киiв, 1929, стр. 192-222). Большинство археологов относят эту культуру к культурам шаровидных амфор. Против этого решительно возражал А. Я. Брюсов, отмечавший черты различия этих культур (А. Я. Брюсов. Очерки по истории племен европейской части России в неолитическую эпоху. М., 1952, стр. 223-227). Однако культура шаровидных амфор не была единой, она распадалась на несколько групп и подгрупп, различия между которыми не менее значительны, чем волынской мегалитической культуры. Вряд ли можно согласиться с мнением А. Я. Брюсова, что западные ученые причисляют волынскую мегалитическую культуру к культурной области шаровидных амфор с тенденциозной целью, чтобы открыть дорогу для теории «завоеваний», в свое время сформулированной Коссинной (там же, стр. 223). Взгляды Коссинны в этом вопросе настолько устарели, настолько противоречат вновь открытому фактическому материалу, что самый тенденциозный ученый не решился бы опереться на них в своих выводах. Назад к тексту

23. E. Neustupny. Kugelamphorenkultur. - Enzyklopadisches Handbuch zur Ur- und Fruhgeschichte Europas, 1. Prag, 1966, стp. 651-655. Назад к тексту

24. E. Neustupny. Contributions to the Eneolithic Period in Poland. В кн.: L'Europe a la fin..., стр. 441-458. Назад к тексту



 
« Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы. Мегалитические сооружения
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100