ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Латен >> Характеристики ведущих форм предметов латенской культуры
16.07.2018 г.

Характеристики ведущих форм предметов латенской культуры

Оглавление
Характеристики ведущих форм предметов латенской культуры
Страница 2

Мы уже знакомы с формами мечей и кинжалов и с их сменой во времени. Впрочем, к этому следует добавить, что иногда на окраинах латенской культуры, например в Пиренеях и на родине гальштата, на Дунае, вплоть до среднего латена встречались у мечей рогатые рукоятки позднегальштатского образца. Мечи из-за слабой закалки железа отличались мягкостью и легко гнулись и тупились. Плутарх в биографии Фурия Камилла рассказывает, как от ударов о железные шлемы и обод щита легионеров лезвия длинных галльских мечей ломались или получали глубокие зазубрины1. Другие авторы сообщают, что меч приходилось после нескольких ударов бросать на землю и расправлять ногой2; при сильном взмахе он мог выскочить из рукояти, а в тесном рукопашном бою с плотными рядами римлян был неудобен, так как требовал много места для размаха и т. п. Слабость железа мечей получает археологическое подтверждение во многих местах распространения латенской культуры, а именно: существовало обыкновение класть в могилу меч с лезвием либо свернутым в спираль, либо согнутым на манер восьмерки, чтобы он был так же мертв, как и его хозяин. Как на местную особенность следует, пожалуй, обратить внимание на металлические ножны британских мечей второго и третьего этапов, которые богато украшали растительным орнаментом из побегов и лоз и часто заканчивали схематической головкой змеи. В археологических памятниках России известен один меч второго латена в мавзолее крымского Неаполя3.

Особенно разнообразны и употребительны копья. Листовидные в раннее время, часто с ребром посередине пера, они приобретают много разных форм к концу латенской культуры. Цезарь знает около десятка специальных кельтских терминов для обозначения разных их видов. Они имели перо то лавро-листное, то листовидное, то широкое яйцевидное с ребром. Иногда бывали копья с прорезами у ребра, с вырезами по краям лезвий, извивающихся, как длинный язык пламени свечи. От этих последних раны получались рваными, вызывавшими смертельную потерю крови. Наконечники копий имели до 40 - 50 см длины. Более короткие и легкие (от 10 до 12 см) служили дротиками. Древко внизу оковывалось цилиндрическим или коническим подтоком. Нередки особые подтоки в виде черешка, вводившегося внутрь древка и заканчивавшегося острым упором конической или цилиндрической формы, который можно было использовать для втыкания в землю, а при случае поразить им противника. Один такой черешковый подток, к тому же изготовленный в местной кузнице, был найден на Каменском скифском городище близ Никополя на Днепре4. Может быть, латенского происхождения единичные находки копий в зарубинецкой культуре, имеющие коротенькое плоское листовидное перо и узкую, переходящую кверху в стержень втулку, в 4 - 5 раз превышающую длину пера. Этот тип из Галлии дошел до зарубинецких городищ Белоруссии. По всему Иберийскому полуострову он известен со среднего латена.

Цельножелезные дротики, у которых тонкое железное древко заканчивалось пирамидальным или коническим острием, назывались по-латыни soliferrea или по-гречески holosidera. Такие holosidera при положении в могилы искусственно изгибали, как это делали с мечами. Известны случаи, когда такие дротики обвивали кольцом вокруг урны с трупосожжением.

Ручным оружием служил топор то с выгнутым широким лезвием, то с узким и длинным. Кроме проушных топоров есть и железные пальштабы-кельты, у которых глаголеобразная ручка заклинивалась между верхом лезвия и двумя загнутыми крыльями или вставлялась внутрь четырехгранной втулки.

Сравнительно малочисленны наконечники стрел. Они имели плоское перо с двумя шипами на нижних концах жала и длинную втулку. Их длина 8 - 15 см. Иногда вместо втулки у них черешок. Страшное средневековое романское оружие - самострел - появилось у галлов, но когда, сказать трудно. Свидетельств о нем нет, но из Южной Галлии известно несколько каменных надгробий кельтских воинов I в. н.э. с изображением самострелов.

Доспехи не слишком распространены. Конические шлемы имели в раннем латене довольно высокий шишак. Тулья нередко украшалась причудливыми многоколенными меандрами. Шлемы эти пришли к галлам из Италии. Их материалом служила бронза, а иногда железо. В среднем латене шлемы употреблялись мало, но снова распространились в последнем периоде. Они полушарные, иногда с большими полыми рогами, иногда с козырьком и назатыльником. Обычно они из железа. Порой наверху шлема делали железный столбик с украшением сверху в виде круга кроваво-красной эмали. Панцири малочисленны. О них упоминают писатели, современники Цезаря - Диодор Сицилийский и Варрон. От эпохи раннего латена щитов не сохранилось. Зато их много в среднем и позднем периодах. Щиты деревянные, наиболее обычная их форма близка к овалу с обрезанными краями. Такой щит от земли приходился по грудь воина. Две железные полукруглые ручки находились с внутренней стороны. Кулак захватывал ручку у самой середины щита, защищенной снаружи железным умбоном. Умбон сначала делали в виде широкой поперечной ленты, середина которой была яйцевидной формы, позднее он приобрел вид полушара с плоским ободком, прибитым гвоздями к доскам щита. Умбоны происходят из многих могил. Ранняя форма сохраняется до рубежа эр. Сами деревянные щиты известны с Латенского городища. В Темзе однажды был выловлен бронзовый щит, орнаментированный растительными завитками и эмалевыми вставками. На римских рельефах известны знамена с изображениями кабанов и боевые бронзовые трубы, у которых раструб оформлен в виде пасти животного или головы орла.

Аристократия недаром носила название всадников. В эпоху раннего и среднего латена она часто сражалась на колесницах, запряженных парой коней. Впрочем, в годы завоевания Галлии Юлий Цезарь встретил колесничников в Британии. Их тактика подчас затрудняла ветеранов Цезаря. «И благодаря ежедневному опыту и упражнению британцы достигают умения даже на крутых обрывах останавливать лошадей на всем скаку, быстро их задерживать и поворачивать, вскакивать на дышло, становиться на ярмо и с него быстро спрыгнуть в колесницу»5, - повествует покоритель Галлии. В Латенском городище было найдено деревянное резное ярмо. В болотном городище Гластонбери оказалось колесо о 13 спицах, вставленных в точеную на станке ступицу. Там же, впрочем, было найдено сплошное, сделанное из одной дубовой доски колесо с круглым отверстием для оси.

Удила имели сначала старую форму с двумя неподвижными кольцами, строго центрированными по оси стержней. На третьем этапе появились круглые подвижные кольца на концах удил.

 

Удила (1, 2) и шпоры (3, 4) Латенской эпохи
 
 Удила (1, 2) и шпоры (3, 4) Латенской эпохи

Наборная сбруя украшалась круглыми или фигурных очертаний бляхами. Бляхи покрыты либо сложным меандровым узором, либо растительными завитками и листьями. И то и другое было украшено красной эмалью. Одна подобная наборная узда была обнаружена при раскопках мавзолея в скифской столице Неаполь близ Симферополя6. С самого начала лошадьми пользовались и под верх, в частности в бою. При этом впервые, еще с раннего латена, пошли в ход шпоры, то бронзовые, то железные. Они есть всюду, куда проникли латенские бытовые формы, но лишь крайне редко встречаются у сарматов. Шпоры носили по одной, даже в богатом воинском обиходе. В Латенском городище их найдено всего-навсего две: они употреблялись очень мало. Их шип имел коническую или пирамидальную форму. Еще в предримское время в Северной Галлии и Южной Англии появились первые железные подковы с характерным волнистым наружным слоем. Судя по их распространению, подковы возникли где-то в провинциях, так как в Италии они не были в ходу. Седло в латенской культуре в ход не пошло, несмотря на то, что его знали скифы. Цезарь упоминает что-то вроде чепрака, под греческим названием «эфиппион», то есть буквально «наконник».

Кельты носили вышитые рубахи и длинные брюки из полотняной шерстяной материи. Короткий плащ застегивался фибулами. Об этом виде украшений подробно говорилось в связи с хронологией.

Ранние латенские фибулы на территории России появляются единицами в степных краях. Лишь во II в. до н.э. у степных скифов, может быть, проникнув с Дуная через Ольвию, появляется основная форма фибул среднего латенского этапа. В окрестностях Ольвии в I в. до н.э. известны фибулы простейшей схемы с перевитой ножкой. Вероятно, был прав немецкий профессор М. Эберт7. Он считал, что такой тип выработался из простейшей схемы среднелатенских фибул. Эта новая схема широко распространилась и получила свое дальнейшее развитие у сарматов. Приблизительно в то же время, в начале I в. до н.э., фибулы среднелатенской схемы распространились у племен зарубинецкой культуры. В этой культуре у них вырабатывается новая форма.

Мужской костюм в позднем латене подпоясывался поясом с крючком, иногда из драгоценного металла. Крючок то изображал двух грифонов, то состоял из прорезных пальметок и побегов. Нередко пояса украшались эмалевыми гвоздиками. В среднем латене появились женские пояса из оригинальных цепей.

 

Украшения и предметы туалета Латенской культуры 

Украшения и предметы туалета Латенской культуры 
1, 2, 3 — браслеты, 4, 5 — бритвы, 6 — пояс, 7, 8, 9 — гривны

Гривны сначала были специфически женской принадлежностью. Во втором латене они обычно отсутствуют, может быть, став только принадлежностью аристократов и военачальников. На последнем этапе латена гривны - общемужское украшение. Круглые, иногда витые, с крючком и ушком гривны раннего латена просты. Они усложняются позднее: украшаются пирамидками из шариков, прорезными выступами из трех кружков по внешнему краю, иногда двумя людскими головками на концах, сходящимися верхом плоских беретов. Один из концов серебряной гривны последнего типа есть среди вещей скифского степного кургана - Чмыревой могилы. Гривны бывали золотые, серебряные, медные и железные.

Стеклянные бусы - средиземноморского происхождения. Они имеют цилиндрическую и кольцевидную форму, цвет синий, красный и желтый, украшены глазками и волнами тех же цветов. Бусы численно растут от первого ко второму латену. Их носили целыми ожерельями. В конце второго этапа полный набор средиземноморских бус широко распространился по всей Кельтике. Своеобразны стеклянные полихромные кольца-подвески. Янтарные ожерелья имеют иногда очень сложное устройство.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1  Плутарх. Сравнительные жизнеописания, в трех томах, т. I. Камилл. Пер. С. П. Маркиша. М., 1961, XLI, стр. 194. Назад к тексту

2  Polybe, II, 33. Назад к тексту

3  П. H. Шульц. Мавзолей Неаполя скифского. М., 1953, табл. VII; -. -.  огpебова. Погребения в мавзолее Неаполя скифского. МИА, № 96. М., 1961, стр. 114, рис. 11, 4. В дополнение можно привести основную литературу о распространении латенских вещей на территории СССР. Впервые на них обратил внимание А. А. Спицын (Памятники латенской культуры в России. ИАК, вып. 12. СПб., 1904, стр. 78-86); см. также Ю. В. Кухapeнко. Распространение латенских вещей на территории Восточной Европы. СА, 1959, № 1, стр. 32-51; А. В. Бодянский. Скифское погребение с латенским мечом в Среднем Поднепровье. СА, 1961, № 2, стр. 272-275, рис. 1, 1; В. I. Бiдзiля. Поселения Галiш-Ловачка. «Археологiя», т. XVII. Киiв, 1964, стр. 92-143. О распространении италийских шлемов, также связанных с кельтской культурой, см. И. И. Гущина. Случайная находка в Воронежской области. СА, 1961, № 2, стр. 241-246. Назад к тексту

4  Б. -. "Баков. Каменское городище на Днепре. МИА, № 36. М., 1954, стр. 126, 128, табл. XVII, 2. Назад к тексту

5  Юлий Цезарь. Галльская война, IV, 33. Назад к тексту

6  П. Н. Шульц. Ук. соч., табл. XIII, 6; Н. Н. Погребова. Ук. соч., стр. 130, рис. 11, 2. Назад к тексту

7  M. Ebert. Zur Geschichte der Fibel mit ungeschlagenen Fuss. PZ, Bd III, Hf. 3/4. Leipzig-Berlin, 1911, SS. 232 - 237; А. І. Фурманська. Фібули з розкопок Ольвіі. «Археологія», т. VIII. Київ, 1953, стор. 76 - 94. Назад к тексту



 
« Сельское хозяйство, ремесла, торговля   Поселения и могильники латенской культуры »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100