ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Фолк-музыка >> Кельтская музыка для гитары
18.11.2017 г.
Музыкальные инструментыФолк-группыФолк-афиша

Кельтская музыка для гитары

Оглавление
Кельтская музыка для гитары
Страница 2

Автор: Pat Kirtley

Исполнение кельтской музыки - фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре - относительно недавнее нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре вплоть до XX века. Историческими инструментами, использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд пайпс, иллианская волынка, смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и перкуссии.

Соответственно, звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а именно это были Дак Бэйкер, Дэйви Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс, Джон Ренборн и Пьер Бенсусан. Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем, что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам и кассетных уроков. Его деятельность с "Кикинг Мьюл", "Шаначи Рекордз" (названия известных фирм звукозаписи, выпустивших огромное количество кельтской музыки, - примечание переводчика) и его гитарные мастер-классы продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов.

Совсем немного истории

Традиционная музыка Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих книгах, повествующих скорее о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые из этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка, например, претерпела мало изменений в течении довольно долгого периода времени (предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем вдаваться в подробности, почему случилось именно так (подобно некоторому застою в шотландско-ирландских фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но пользой от этого явилось то, что современные исполнители имеют возможность посредством записей и музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить гитару в традиционную музыку.

Где были корни традиции? Если вы послушаете арабскую и ближневосточную музыку, вы сможете услышать большинство характеристик, совпадающих с традиционной ирландской и шотландской музыкой. В частности, выражение обеих музыкальных традиций идет посредством мелодии и ритма. Сложность обоих стилей музыки состоит в мелодике и ритмике. Реже вы сможете найти выражение музыки в рамках более западных концепций посредством гармонии и контрапункта. В этом кроется уникальность (и проблема). Как у соло-гитаристов, у нас нету стандартного метода создания какого-либо перкуссионного ритма, лежащего в основе жиг и рилов, как не разработано (у большинства из нас!) искусное мелодическое голосоведение и орнаментация, скажем, в ирландской скрипичной традиции. Если мы обратимся к обычному методу гитарной аранжировки, примененному к кельтской музыке, нагромождая ее аккордами, перемежая басовой линией и гармонией, мы последуем в неверном направлении.

Для того чтобы понять, с чего следует начинать, совершенно точно необходимо послушать традиционных исполнителей (не гитаристов) и группы. Просто перебирающие струны гитаристы могут приблизиться к стилям игры ведущих инструментов (скрипок, волынок, флейт, вистлов), в то время как деятельный гитарист может стремиться к имитации целого ирландского бэнда! Для того, чтобы поддерживать традицию, всегда помни о ней, аранжируя и исполняя музыку.

Форма

Необходимо знать строение кельтских мелодий прежде тем как начать их разучивать. Даже если вы не музыкант, понимание формы доставит вам больше удовольствия от прослушивания музыки. В привычных для нас поп и кантри, существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш. Почти вся поп-музыка структурирована таким образом. Типичная песня может иметь форму "куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев". В кельтской музыке части просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E.

Если вы послушаете местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку и ненадолго задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую структуру формы. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями на тему. Музыку становится легче воспринимать после того как вы мысленно свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными переходами, которые вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки и Блюграс структурированы тем же способом.

Другой часто используемой концепцией является составление мелодий в циклы (сеты). В ирландской музыке сет - это ряд из двух или более мелодий, сгруппированных вместе и исполняемых как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо, происходит из танцевальной традиции. Большинство кельтских мелодий являются танцевальными и сами по себе они очень короткие. Единственный способ позволить танцорам не останавливаться - это продолжать играть. Сами по себе мелодии очень коротки, сет из трех мелодий тоже, однако, составляет 4 или 5 минут. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих аспектов для групп является поиск мелодий, которые хорошо вписываются в один и тот же сет.

Типы мелодий

Существует много отличных друг от друга типов мелодий, большинство из которых относятся к ирландским и шотландским традициям. Будет полезным запомнить их имена и характеристики. Типы мелодий различаются по лежащему в основе ритмическим акцентам, темпу и структуре. Существует много типов и каждый из них имеет свое название. Единственным способом выучить эти типы является многократное их прослушивание, тем не менее сейчас мы можем начать описывать их в словах.

1. Формы танцев

Жига (Jig).

Это форма с самым быстрым темпом и большинство людей отождествляют именно ее с "ирландской танцевальной музыкой". Размер: 6/8 (примечание: хотя жиги и записываются в размере 6/8, я всегда "чувствовал" их в размере 4/4. Я мысленно считаю 1-2-3-4 с триплетами в конце. Думаю, вы также могли бы сказать, что я думаю о них в размере 12/8).
Примеры: The Rakish Paddy, The Irish Washerwoman, The Blarney Pilgrim.

Слип-жига (Slip-jig)

Характеризуется быстрым темпом и размером 9/8 с трехчастным ощущением.
Примеры: Kid on the mountain, The Butterfly.

Рил (Reel)

Также в быстром темпе, размер - 4/4, но с более плавным ощущением, чем в жиге. Если вы прослушаете достаточно жиг и рилов, разница между ними станет очевидна, она заключается в разных ритмических акцентах.
Примеры: Temperance Reel, Green Fields of America, Gravel Walk.

Хорнпайп (Hornpipe)

Эта форма может иметь размеры 6/8, 12/8 или 4/4 с отличными от жиг и рилов ритмическими акцентами.
Примеры: Sailor's Hornpipe, Proudlock's Hornpipe, The Rights of Man.

Слайд (Slide)

Другая танцевальная форма, аналогичная жиге.

Сет танцев

Более величавое и, зачастую, классическое звучание танцевальной музыки.
Примеры: Morgan Magan, Rodney's Glory, The Blackbird.

2. Мелодичные формы

Ээр (Air)

Эта форма отличается медленным темпом и мелодичностью. Когда бы гармония не проникала в кельтскую музыку, обычно она делает это к месту.
Примеры: Pretty Maid Milking a Cow, Planxty Irwin, Skye Boat Song, Down in the Sally Gardens, Hewlett, The South Wind.

Ламентация (Lament)

Мелодичная как ээр, но с определенным элементом печали.

Peobracht

Шотландская волыночная форма, медленная, длинная и величественная. Обычно исполняется сольно, на хайланд волынке.



 
« Ирландская скрипка   Музыкальные инструменты »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100