ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Фолк-музыка >> Кельтская музыка для гитары
23.09.2019 г.
Музыкальные инструментыФолк-группыФолк-афиша

Кельтская музыка для гитары

Оглавление
Кельтская музыка для гитары
Страница 2

3. Другие формы

Марш.

Акцент на "ощущение барабанной дроби".
Примеры: The March of the King of Loaise, Sir Sidney Smith's March.

Сочинения О'Кэролана

Музыка слепого ирландского арфиста Турлоха О'Кэролана (1670-1738) занимает особое место. С точки зрения структуры, его сочинения идентичны другим традиционным формам, но с другой стороны, у них есть нечто общее с классическими произведениями Итальянского Ренассанса. О'Кэролан создал несколько самых мелодичных и понятных мотивов ирландской музыки.
Примеры: She bag an she mor, Blind Mary, Fanny Power, Carolan's Concerto.

Планксти (Planxty)

Планксти - произведение, кому-либо посвященное. Это мог быть покровитель, как в старые времена или друг, как в нынешние. Планксти - это не тип мелодий сам по себе; ээрам, жигам, рилам и т. д. могло быть дано название планксти.
Примеры: Planxty Kelly, Planxty Irwin.

Полька

Ни для кого не будет сюрпризом узнать, что эта живая форма ассоциируется с танцем. Вместе с жигами, рилами и хорнпайпами она относится к ирландской кейли традиции.

Стиль и орнаментация

Удачное переложение кельтской музыки для гитары влечет за собой несколько моментов. Один из них состоит в том, что вы должны стараться играть больше чем за один инструмент. Во многих случаях вы должны быть способны к ведению линии баса, ритма и мелодии. Отдельные медленные мелодии не являются строго ритмическими, но для правильного звучания требуют выигрывания контрапунктов (перекличек между мелодией и басом). Другой момент заключается в имитации стиля игры других инструментов. Довольно важным шагом на начальном этапе представляется простое восприятие на слух таких инструментов. Необходимость слушать аутентичных ирландских и шотландских музыкантов не может быть преувеличена. Почти вся традиционная музыка, исполняемая в США даже лучшими американскими музыкантами является производной от музыки Британских Островов. Аранжировки и стили на протяжении многих лет доходили до Америки, будучи передаваемыми от одного музыканта к другому.

В то время как это дало нам интересные расхождения, мы должны слушать как можно ближе к источнику и, насколько это возможно, добиваться первоначального смысла музыки. Послушайте такие ирландские команды, как Bothy Band, De Dannan или The Chieftains, например. Послушайте каждый инструмент в отдельности. Обратите внимание на настоящих ирландских скрипачей (напр. Tommy Peoples или Sean Keane). Сконцентрируйтесь на том, что есть уникального в инструменте и манере игры. В случае с ирландской флейтой и вистлом вы услышите едва различимые вибрато и множество слайдов между нотами. В случае с арфой, вы заметите многообразие созвучий в мелодии, подобно одновременному перезвону бубенцов. Слушая волынку, заметите объемные трели, неснимаемый звук между нотами (по-другому никак) и постоянный бурдон самого низкого дрона. В игре скрипок вы услышите виртуозно быстрые и сложные элементы орнаментации, зачастую 5 или более нот пролетающих в одну десятую секунды. После всего этого, вы сможете более экспрессивно играть на гитаре, подражая стилям этих инструментов. Также уделяйте внимание ирландским и шотландским традиционным музыкантам и группам, выступающим в живую. Если вы хотите точно и успешно исполнять кельтскую музыку на гитаре, это не руководство к действию, а обязанность. Вы будете придавать музыке новый смысл. Старайтесь передавать этот драйв и выразительность в своей игре.

Тональности

Если вы сойдетесь с группой ирландских музыкантов, вы быстро заметите, что почти все, что они играют находится в тональности ре мажор, соль мажор или смежных с ними. Это происходит потому, что большинство исполнителей использует ладовый или фиксированный строй диатонических инструментов; обыкновенные флейты, кельтские арфы, волынки и т. д. В них еще при изготовлении были заложены ограничения подобно губной гармошке: они благосклонны только к некоторым тональностям, что делает почти полностью невозможным игру в других ключах. Как гитарист, вы можете выбрать одну из стратегий. Первая заключается в перестройке вашей гитары в другой строй. DADGAD - это строй, используемый многими гитаристами, позволяющий определенно покровительствовать тональностям ре мажор, соль мажор и ля минор. (Прим. Dee Курцмана: DADGAD позволяет играть модальные аккорды, не мажорные и не минорные, без терции ("нейтральные"); на обычном строе надо пальцем эту терцию глушить, чтобы добиться такого эффекта.) Другим решением будет просто перестроить нижнюю ми в ре. Это дает больше простора и благозвучия в тональности ре мажор. Конечно, вы можете остаться и в стандартном строе, но открытая нижняя струна ми будет звучать намного менее выйгрышно. Если нижнее ми перестроено в ре и при этом вам надо сыграть что-нибудь в ми мажоре, вы можете легко поставить каподастер на второй лад (со временем переключение обратно из ре в ми будет даваться вам тоже легко).

Альтернативный строй

Большинство играющих кельтскую музыку на гитаре тяготели к альтернативным строям и много ирландской и шотландской гитарной музыки, слушаемой сегодня, исполняется также в строях, отличных от стандарта. Как уже отмечалось выше, ре мажор является любимой тональностью и нормально настроенная гитара не очень приветствует эту тональность. Некоторые гитаристы, такие как Дэйви Грэхем и Пьер Бенсусан, играли в строях EADEAE или DADGAG, позволяющим звучать квартам, квинтам и октавам. Такой строй представляется хорошей основой для воссоздания тональностей бурдонных инструментов. Для большинства музыкантов такая настройка покажет способ играть в этих тональностях при помощи открытых струн.

Использование альтернативного строя - это ни в коем случае не только то, что н еобходимо в этой музыке и я надеюсь что любой человек, играющей в любом строе может учиться играть какую угодно музыку (и это включает в себя стандартную настройку). Дак Бэйкер сопротивлялся использовать любую из радикальных настроек и подарил нам несколько самых проникновенных толкований ирландской музыки на сегодняшний день. Лично для меня, использование DADGAD и аранжировка ирландских и шотландских мелодий всегда шли рука об руку. Британский гитарист Дэйв Иванс всегда ассоциировался со строем CGDDAG, а оба Мартин Карси и Дэйви Грэхем - с EADEAE. Пьер Бенсусан создал школу игры в DADGAD. Короче говоря, настройка предлагает решать определенные задачи и получать возможности, а результаты добавляют разнообразие в музыку.

Музыка

В этом жанре нет недостатка в выборе. Только одна конкретная коллекция ирландских мелодий насчитывает более 1800 вещей! Включенная в приложение дискография, надеюсь, поможет сориентироваться в выборе мелодий для исполнения. Большинство гитаристов рано сталкиваются с музыкой ирландского композитора Турлоха О'Кэролана XVII века. Очень многие из его мелодий были аранжированы для гитары и доступны в табулатурной записи. Его музыка была сочинена для арфы и почти ничего из нее не существует в своей первоначальной форме. То, что осталось от нее - это то, что передавалось из поколение в поколение на протяжении долгих лет и во многих случаях сохранилась лишь одна мелодия. Это также относится и к ирландским мелодиям. По этой причине вы будете слышать одни и те же мелодии в разных гармониях и, конечно, вы сами можете принять участие в процессе поиска вашей собственной гармонической идеи, дополняющей мелодию. Способ, которым вы гармонизируете мелодию, станет частью вашего творчества. Будьте готовы к критике со стороны наиболее ревностных ирландских музыкантов, если переборщите с творческой стороной дела. Музыка Ирландии и Шотландии может стать мостиком в таинственный и не относящийся к определенному времени мир; место, только недавно ставшее посещаться гитарой. И здесь много неисследованного пространства.

Где найти материал

Гитаристы могут назвать несколько источников для изучения азов игры кельтской музыки. Самой уважаемой книгой является издание, собранное капитаном Френсисом О'Нилом в позднем XIX столетии. Собранные О'Нилом почти 2000 мелодий используются сегодня исполнителями на всех инструментах. Для гитаристов основная мелодия и ритм, записанный в этих мелодиях, являются формой и каркасом для полных аранжировок. В этом отношении нужно упомянуть, что музыка, написанная и аранжированная для других инструментов, как скрипка, может стать плодородной почвой для гитариста в поисках нового материала.

Если вы не чувствуете себя творческим человеком, большинство мелодий были уже аранжированы и записаны гитаристами, а так же доступны в табулатурной записи. Последние выпуски студии "Шаначи" примечательны тем, что ко многим из них к CD прилагается и табуляция.

Мой личный подход

Всегда, насколько я могу это вспомнить, в музыке меня привлекала неоднозначность тональности. Под этим я имею в виду музыку, которая не несет в себе достаточно гармонической информации, позволяющей судить мажор это или минор, например, могут ли быть здесь кварты или квинты, а не терции. Впервые я был ошеломлен таким качеством в средневековой музыке и ранней музыке XIII и XIV века. Более поздняя музыка, подобно Бартоку и Хиндемиту (не забывая Джонни Митчел и Дэвида Кросби!) также имеет эту гармоническую черту. Искренняя волыночная музыка также имеет это свойство и когда я впервые услышал аранжировку ирландской музыки на гитаре (это был Джон МкКормик, играющий особенно атональную версию The Blarney Pilgrim), я понял, что эта вещь была почтенного возраста, странной и обладала тем неоднозначным качеством, которое я так любил. С того дня я начал учиться музыке и это было для меня перспективным занятием. Я считаю, что современные гитаристы должны осознавать, что, возможно, мы является всего лишь первым или вторым поколением, пытающимся внедрить наш инструмент (сольно) в эту богатую музыкальную традицию. Первые шаги были сделаны Даком Бэйкером, Мартином Карси, Пьером Бенсунаном, Дэйвом Ивансом и Дэйви Грэхемом. Другие музыканты сделали неоценимый вклад, включая Джона Ренборна, Мартина Симпсона, Питера Фингера, Арти МкГлина и Сета Остена.

Когда я исполняю некоторые из моих любимых ирландских мелодий для других гитаристов и замечаю вспышку интереса с их стороны, я обычно приношу им свои извинения за "заражение" их ирландской музыкой. Для меня это стало страстью, которая только накаляется, чем дольше я занимаюсь исполнительством.


Перевод - Ложкомоева Екатерина



 
« Ирландская скрипка   Музыкальные инструменты »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100