ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Фолк-музыка >> Ирландская скрипка
18.11.2017 г.
Музыкальные инструментыФолк-группыФолк-афиша

Ирландская скрипка

Автор: Алексей Бачурин


После того как меня попросили написать "пару слов" об ирландской скрипке, я долгое время не мог решить, о чем, собственно, писать. Говорить о разнице между ирландским и классическим стилями с использованием специальной терминологии, равно как и обсуждать вопросы типа "как сделать ролл на открытой струне" - интересно будет двум или трем читателям. Рассказывать об ирландских скрипачах и приводить примеры различных региональных манер игры - вряд ли будет вообще кому-либо интересно, так как найти сольные альбомы ирландских скрипачей даже в Москве почти невозможно. Давать советы относительно того, какие книжки или видеошколы стоит приобрести - совсем нереально, иногда подобные материалы сложно найти и европейцам.

Подумав над всем этим, я решил написать "обо всем понемножку", стараясь не углубляться в экзотичные детали, ориентируясь на тех, кто слышал "Dubliners", "Altan" или "Silly Wizard" и пользуясь тем, что на московской Горбушке появился пиратский диск "Celtic Fiddle Festival Encore".

Скрипка - один из самых популярных музыкальных инструментов в Ирландии. Классический тип скрипки возник в Италии примерно к середине XVII века, а первое упоминание об исполнении на скрипке народной музыки в Ирландии относится к 1674 году, хотя существуют свидетельства об игре на смычковых инструментах, относящиеся к XI веку. Уже к 1720-м годам на Изумрудном Острове появляются собственные скрипичные мастера, самый известный из которых, Джон Нил (John Neal), был также автором и издателем первого собрания ирландской музыки.

Но "официальной" датой начала распространения скрипки в Ирландии считается 11 декабря 1793 года, когда в гавань Корка прибыл корабль со скрипками и смычками. Вероятно, к этому времени ирландцам порядком надоели волынки и арфы: посмотреть и попробовать поиграть на новом инструменте сбежался весь город, и из-за давки на причале три человека упали в воду и утонули. Это, впрочем, не убавило энтузиазма у первых ирландских скрипачей. Не убавило его и то, что первые несколько дней скрипки звучали ужасно, так как никто даже не знал, как их настраивать, а канифолью натирали не смычок, а нижнюю деку, чтобы скрипка не соскальзывала с плеча. Три волыночных мастера - Тимоти Кенна, Виллиам Кеннеди и Койн-старший - собрались в пабе "Murphy's" на Фоллз Роуд в Дерри, чтобы за пивом обсудить, какую опасность новый инструмент может представлять для волынок. Разошлись они, придя к выводу, что скрипка - это такая же чепуха, как и труба. Через пару недель в том же пабе появился первый в Дерри скрипач.

Рассказывают, что на севере Ирландии, в графстве Донегол, в былые времена скрипку можно было слышать в каждом доме. Год назад, когда "Воинство Сидов" отмечало День Святого Патрика в пабе "Sally O'Brien's" я сам имел возможность убедиться в том, что многие ирландцы умеют играть на этом инструменте: пока я пил пиво, один пожилой ирландец попросил у меня скрипку и под всеобщие аплодисменты исполнил хорнпайп "King Of the Fairies" - один из ирландских "стандартов".

Репертуар ирландского скрипача состоит обычно из танцев (рилов, джиг, полек, хорнпайпов, вальсов и т.д.) и "медленных мелодий" (slow air), что уже само по себе определяет специфику игры на скрипке. С моей точки зрения, можно говорить о трех составляющих ирландской манеры игры - это украшения, акценты и отношение к мелодии. Украшения (например, быстрая серия коротких нот, которая играется вместо одной длинной) придают звучанию скрипки остроту и легкость, делают его похожим на щебетание птиц или журчание ручья. Акценты расставляются таким образом, чтобы мелодия ожила, чтобы у нее появилась внутренняя пульсация, именно они погружают слушателя в ритм танца. Очень важно также отношение исполнителя к мелодии: хороший скрипач никогда не станет играть один танец одинаково два раза, он постарается разнообразить мелодию вариациями. В хорошем исполнении всегда должен быть элемент творчества.

Пришло время оговориться, что не существует единой "ирландской манеры игры на скрипке". В самой Ирландии можно выделить по меньшей мере семь региональных манер, хотя со второй половины уходящего столетия, в связи с распространением звукозаписи и эмиграцией в Америку, стало сложно однозначно определять, в какой региональной манере играет тот или иной скрипач. В общем можно сказать, что на севере Ирландии (в частности, из-за шотландского влияния) играют быстрее, агрессивнее и с меньшим количеством украшений, чем на юге. Примером северного, донегольского стиля может служить игра скрипачки из группы "Altan" Mэри О'Муни (Mairead Ni Mhaonaigh). Из наиболее известных донегольских скрипачей старшего поколения можно назвать Джона Дохерти (John Doherty, 1900-1982), а сейчас одним из наиболее популярных является Томми Пиплз (Tommy Peoples), чью игру можно слышать на альбоме групы "Bothy Band" 1975 года "The Bothy Band".

Если составить представление о донегольском стиле хотя бы по записям группы "Altan", живя в России, можно, то со стилем южным (графства Керри и Корк) дела обстоят значительно хуже. Для этого стиля характерна неторопливая и самоуглубленная игра, причем особенной популярностью среди южных скрипачей пользуются польки и слайды - разновидность джиг. На развитие южного стиля оказал огромное влияние скрипач из Керри Патрик О'Кифи (Padriag O'Keefee, 1888-1963).

Третьим широко известным стилем игры является стиль графства Слайго. Иллюстрацией его во многом печальной судьбы является полемика вокруг игры одного из наиболее известных современных скрипачей (которого можно услышать на диске "Celtic Fiddle Festival") - Кевина Бурка (Kevin Burke), родившегося в Лондоне в семье эмигрантов из Слайго. Многие утверждают, что он играет в стиле Слайго, но сам Кевин Бурк отрицает это. Дело в том, что в начале века множество ирландцев из Слайго эмигрировали в Америку, где сложился своеобразный синтетический стиль, называемый "американское Слайго". Таким образом, то, что привыкли считать манерой Слайго, на самом деле сильно отличается от того, как играют в самом Слайго. В целом же для манеры Слайго характерен быстрый темп и сложные мелодии с большим количеством украшений.

Примером достаточно индивидуальной манеры игры может служить то, как играет шотландец Джонни Каннингем (Johnny Cunningham) из группы "Silly Wizard", которого также можно слышать на диске "Celtic Fiddle Festival". Своя манера игры на скрипке, имеющая шотландские корни, существует в канадской провинции Новая Шотландия. Из ее представителей можно назвать скрипача и композитора Джерри Холланда (Jerry Holland).

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем, кто, прочитав эту статью или послушав ирландских скрипачей, захотел сам научиться играть на скрипке "по-ирландски". Самое главное: слушайте как можно больше записей и не думайте, что все так сложно, как кажется на первый взгляд. Если вы никогда не играли на скрипке, постарайтесь взять несколько уроков у преподавателя классики (иначе у вас могут возникнуть те же проблемы, что и у первых скрипачей Корка), обратившись в ближайшую музыкальную школу. Если вы играете, или когда-то играли на скрипке, постарайтесь найти книгу Matt Cranitch "The Irish Fiddle Book" - лучшую из множества подобных книг. Она продается почти во всех интернет-магазинах, посвященных ирландской тематике. Ну и я сам, конечно, постараюсь ответить на все вопросы, поделиться записями и материалами по ирландской скрипке.

 
Кельтская музыка для гитары »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100