Иван - герой русских сказок

Кельтская мифология в самых различных аспектах.

Модератор: Morag

Иван - герой русских сказок

Сообщение Farroukh » Сб май 10, 2008 12:32 am

Разительной особенностью известного героя сказок является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван-царевич.

Каждый персонаж народных сказок в действительности имеет свой сакральный смысл. Какой же смысл был вложен древними сказителями в Ивана, изображавшими его то дураком, то царём?

Начнём с анализа имени героя. Имя Иван по происхождению - древнееврейское (Yohanan - Бог милует), и пришло в русский именник с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мариам (Марией) является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение. (У русских имена Иисус, Христос и их производные считались священными, и их не разрешалось давать, хотя у болгар имя Христо присутствует).

Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином.
Но почему дурак или царевич? Ответить на это вопрос поможет осмысление статуса героя сказки, который всегда положителен, т. е. никогда не совершает поступков по злому умыслу. Такими людьми в христианстве считались юродивые - умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость. Недееспособность сближала их с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым (т. е. "дуракам"), безгрешны и не могут сознательно творить зло.
Но позвольте, а как же Иван-царевич? Как он связан с Иваном-дураком? Вопрос с Иваном-царевичем (т. е. сыном царя) является более сложным и также требует анализа. Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Ответ кроется в том, что царевич - человек благородного происхождения, сын царя. А сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается "благородным". Поэтому Иван-царевич - народный положительный герой.

Но как же стало возможным, что один и тот же образ положительного героя воплощается в двух разных ипостасях - дурака и царевича? Здесь становится очевидным, что эти два образа были изначально разными, зародились на разной основе, и лишь со временем сблизились. Если сравнить сказки, где фигурируют Иван-дурак и Иван-царевич, то видно, что Иван-дурак побеждает врага хитростью, а Иван-царевич - в бою мечом- кладенцом. Более того, в сказках об Иване-царевиче присутствует мотив трёх братьев, из которых Иван - всегда младший брат (ср. трёх братьев "Шах-намэ").

Образ Ивана-царевича значительно более древний, чем Ивана-дурака, и здесь мы имеем дело с двумя разными персонажами, один из которых появился под сильным христианским влиянием, а другой восходит к глубокой древности и имеет параллели у других индоевропейских народов.
Farroukh
Неофит
 
Сообщения: 93
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2006 7:25 pm
Откуда: Land Of Flames

Сообщение Fossegrim » Сб май 10, 2008 8:48 am

Тема интересная, но она скорее для Мифологии, а не для Истории
Гадаю на Таро. Любые расклады, ситуации любой сложности. Писать в личку или на fossegrim(собачка)yandex.ru
Аватара пользователя
Fossegrim
Маленькая Ктулха
 
Сообщения: 0
Зарегистрирован: Вс мар 19, 2006 10:22 pm
Откуда: Эливагар


Вернуться в МИФОЛОГИЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron