ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Бронзовый век >> Бронзовый век Северной Европы
18.09.2019 г.

Бронзовый век Северной Европы

Оглавление
Бронзовый век Северной Европы
Страница 2

Иногда в урнах совершены вторичные погребения в старых больших курганах. Кроме того, известны плоские и широкие курганы, окруженные кругами из камней. На Борнхольме и в Восточной Скандинавии такие курганы иногда сложены целиком из камней. В периоде VI трупосожжения распространяются повсеместно.

Пашущий земледелец. Наскальное изображение из Финнторпа. Бохуслен, Швеция

Пашущий земледелец. Наскальное изображение из Финнторпа. Бохуслен, Швеция

Поселения раннего бронзового века на севере почти неизвестны, о хозяйстве и жилище нет почти никаких сведений. О жилищах позднего периода можно получить представление по урнам, сделанным в виде домов. Это хижины с куполовидной крышей и подземной частью, шалаши, круглые и овальные юрты, четырехугольные дома с высокой четырехскатной крышей.

Немногочисленные раскопанные постройки представляют собой столбовые дома, построенные в совершенной каркасной (фахверковой) технике.

Характерны для северного бронзового века наскальные рисунки, большая часть которых находится на западном побережье Норвегии, в области Бохуслен в Швеции и дальше по шведскому побережью до Гетеборга. (Неолитические наскальные изображения найдены севернее этих областей). Это вырезанные на гранитных скалах силуэтные рисунки, посвященные реальной жизни. Это изображение кораблей, повозок, сцены сельской жизни - пастух со стадом, земледелец, идущий за плугом, который тянут волы, домашние животные, сцены охоты. Многочисленны различные религиозные символы: солнечные диски, спирали, свастики. Датировка наскальных изображений, обычно очень затруднительная, облегчается тем, что на рисунках представлены различные виды оружия: мечи, кинжалы, топоры. Это позволяет отнести большинство изображений к бронзовому веку, а часть - уже к железному7.

Двухколесная повозка. Резной рисунок на каменной плите из кургана Кивик. Южная Швеция. Около 1200 г. до н. э.

Двухколесная повозка. Резной рисунок на каменной плите из кургана Кивик.
Южная Швеция. Около 1200 г. до н.э.

Родственны наскальным изображениям рисунки на плитах монументальных каменных гробниц. Наиболее знамениты рисунки на плитах из кургана Кивик на восточном побережье Швеции. Здесь найдено восемь плит, на которых изображены человеческие фигуры, сцены жертвоприношений, топоры, корабли и др8

По наскальным рисункам мы можем представить, какими были корабли. Это совершенно определенный тип судна, рассчитанного на плавание вдоль побережья, где угрожают подводные скалы и айсберги. В Хёртспинге (на острове Альс в Дании) в жертвенном месте на болоте найден подобный корабль длиной 13, 28 м, рассчитанный на 20 человек. Он, правда, относится уже к железному веку, но по нему можно судить о том, какими были изображенные на рисунках бронзового века корабли. То, что выглядит на рисунках как второй штевень, является удвоенным килем, который предохраняет судно от ударов о скалы и тяжелых аварий. Часть кораблей на рисунках были культовыми изображениями, часть - изображением боевых кораблей, иногда выстроенных в одну линию. Парус еще не был в употреблении, корабли двигались только с помощью весел. То, что иногда на рисунках принимают за парус, это солнечные символы на культовых судах. Из средств передвижения мы видим на рисунках также телеги, сани и лыжи. Лыжи сохранились и в натуре и с помощью пыльцевого анализа датированы неолитом и бронзовым веком. Плуг бронзового века так же лишен колес, как и неолитическая соха.

На наскальных рисунках изображены трубачи с большими бронзовыми музыкальными инструментами - лурами. Они найдены (иногда в болотных жертвенных местах) главным образом в Дании, в единичных экземплярах - на севере Германии и в Швеции. Луры состоят из нескольких самостоятельно отлитых частей и представляют по сложности формы шедевр металлургической и музыкальной техники9.

В северных областях встречаются многочисленные жертвенные клады на дне озер и болот. Это мечи, боевые топоры и т.п. Некоторые вещи имели значение религиозных символов, например топоры из Скогеторпа с лезвием длиной 40 см и рукоятью, украшенной пластинками из золота и янтаря. Найдены клады с чашами, изготовленными из тонкого золота. Один из наиболее известных кладов из Лавингсгордского болота в Дании содержал большой бронзовый биконический сосуд и множество золотых чаш. Золотые сосуды из находок в Дании подобны таким же из знаменитого Эберсвальдского клада, найденного в Германии. Среди вотивных предметов из кладов замечательна «золотая шляпа» из Шифферштадта.

К шедеврам искусства Северной Европы в позднем бронзовом веке принадлежит культовая повозка из Трундхольма в Дании10. На шестиколесной повозке впереди находится литая (весом 2 кг) фигурка коня, а сзади - бронзовый позолоченный диск, украшенный великолепным орнаментом. Сходные культовые повозки известны также из Швеции и других северных областей. Диск на тележке из Трундхольма и подобные ему обычно считаются символами солнца, однако некоторые ученые высказывают предположение, что это символ другого небесного светила - Луны11. Изображения на скалах подтверждают существование культа солнца12.

Памятники северного бронзового века приписывают предкам германцев и область их распространения считают областью формирования германцев.

ПРИМЕЧАНИЯ

7) G. Hallstrom. Monumental Art of Northern Europe, I. Stockholm, 1938; J. Вoе. Felszeichnungen im westlichen Norwegen. Bergen, 1932; С. A. Althin. Felszeichnungen von Skane, v. I-II. Lund, 1945. Назад к тексту

8) C. A. Moberg. Kiviksgraven. Stockholm, 1957. Обычно чисто орнаментальных изображений на скалах и камнях не бывает. Они всегда сюжетны. Исключение представляют каменные плиты из норвежских могил, покрытые орнаментом. См.: М. Hoernes, О. Menghin. Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa. Wien, 1925, стр. 242. Назад к тексту

9) H. C. Broholm, W. P. Larsen and G. Skjerne. The Lures of the Bronze Age. Copenhagen, 1949. Назад к тексту

10) O. Klindt-Jensen. Denmark before the Vikings, стр. 67 сл. Назад к тексту

11) См.: О. Menghin. Jungere Steinzeit und Bronzezeit in Europa. В кн.: Handbuch der Archaologie. Munchen, 1954, стр. 79-80. Назад к тексту

12) О. Almgren. Nordische Felszeichnungen als religiose Urkunden. Frankfurt-am-Main. 1934. Назад к тексту



 
« Бронзовый век западной части Европы
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100